![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomcand_orel8580301465678386567838_original.png)
Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Намедни начал писать пост о посещении орловского театра Свободное пространство (https://cand-orel.livejournal.com/1481062.html) и так увяз в исторических хрониках родного театра, что до истории как раз Хосе и до самого спектакля так и не добрался. Вторая попытка.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6567838/6567838_original.png)
Ну, Кармен... Она и в Африке — Кармен, тем более в Орле.
А тут ещё тот случай, когда рассказ о данном художественном произведении никак не будет преждевременным актом раскрытия важной информации с целью испортить впечатление о произведении. Тем более, что я хочу создать прекрасное впечатление о произведении.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6630742/6630742_original.png)
В этом плане я за себя скажу, что я впервые с несравненным образом Кармен познакомился в соответствующей новелле Проспера Мериме, но при этом все последующие тематические переложения не считаю спойлером или плагиатом. Скорее соревнования в мастерстве на заданную тему; для творчества это, по-моему, основной из видов стимулирования мастера.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6631121/6631121_original.png)
Так что моё отношение и к Бизе с последующими реализациями его оперы в различных театрах различными режиссерами, и к Щедрину — только восторги! В воронежском оперном театре я вообще видел эту пламенную цыганку в образе блондинки...
И в итоге в плане музыки для меня эталонным является вариант Щедрина, а лучшая Кармен — Плисецкая.
Тут я, конечно, не буду уподоблять себя великим авторам, истолковывая свой пост намерением вписать своё имя в интепретаторы исходного произведения, достаточно фантазий орловских авторов. Поэтому не дождетесь от меня изложений сюжетов и возникших глубоких мыслей по поводу просмотра. Я буду цитировать создателей спектакля (ибо, что сказали они — то можно и повторить), приводить фотографии (уже привожу) с сайта театра (ибо я законопослушный зритель и фотоаппаратом в процессе спектакля не пользуюсь). Ну, и ещё буду язвить и аплодировать к месту и не к месту.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6631405/6631405_original.jpg)
«Она лгала. Она всегда лгала, сеньор.
Но когда она говорила, я ей верил»
(П. Мериме «Кармен»)
Классический сюжет Проспера Мериме о разрушительной любовной страсти военного и цыганки вот уже несколько веков вдохновляет композиторов, режиссеров, хореографов, художников на создание новых произведений искусств. Имена Кармен и Хосе за это время стали нарицательными, обросли стереотипами и наравне с образами Отелло и Дездемоны, Ромео и Джульетты вошли в нашу жизнь.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6631673/6631673_original.png)
Действие мюзикла разворачивается в тихом портовом испанском городке, куда внезапно приезжает бродячий цирк. Местный полицейский Хосе увидел на цирковом представлении таинственную гадалку Кармен. Теперь его жизнь никогда не будет прежней. Он впервые полюбил и любовь эта разрушительна, безудержна и неминуемо приведет к трагической развязке...
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6631796/6631796_original.png)
«Кармен. История Хосе» действительно написана для «Свободного пространства» с нуля, не считая, конечно же, самого знаменитого сюжета о роковой красавице Проспера Мериме. Автор музыки — актер театра «Свободное пространство» Андрей Григорьев. Либретто — драматург Мария Малухина. Режиссера же орловские театралы уже видели в действии — в спектакле «Сон в летнюю ночь».
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6631953/6631953_original.png)
Постановка многонаселенная — в ней задействованы 26 актеров. О повороте сюжетной линии мюзикла «Кармен. История Хосе» и подготовке к постановке Виктория Печерникова рассказывала в одном из радиоэфиров: Мы опирались на Проспера Мериме. Пересмотрели все фильмы и оперы, балеты о Кармен. Все, что есть во Вселенной о ней, мы изучили. Попытались найти новое. Как вы поняли из названия, мы немножко развернули историю. Но при этом не противоречим Мериме, он тоже больше внимания уделяет Хосе, чем Кармен. Кармен — это музыкальная история Хосе, в то же время Кармен толкает Хосе к развитию. Действие происходит в маленьком портовом городке, куда приезжает бродячий цирк. Мы для себя определили, что это 20-е годы в Испании. Почему цирк? Мы искали место, где могут находиться яркие люди, где будет любовная и лирическая линия. И мы поняли, что самое экзотическое место — это бродячий цирк. Либретто писалось под конкретных актеров «Свободного пространства». Мы уже понимали, кто и что будет играть. Второго состава у мюзикла нет. Мы стараемся приблизиться к классическому бродвейскому мюзиклу. Конечно, при этом нет сложных технических средств. Это очень дорого. И не стоит забывать, что это репертуарный спектакль в драматическом театре.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6632629/6632629_original.png)
К слову, о мюзиклах в жизни постановщиков «Кармен. История Хосе». Для композитора, либреттиста и режиссера это первый опыт подобного масштаба на их творческом пути.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6632318/6632318_original.png)
И от автора статьи Оксаны Полуничевой — отмечу лишь моменты, которые сделали просмотр мюзикла интригующим для меня.
Первое. Костюмы и художественное решение пространства: яркая эстетика цирка в сочетании и даже больше — в противопоставлении — с кинематографичными черно-белыми картинками.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6632716/6632716_original.png)
Второе. Музыка: здесь нашлось место и самодостаточному авторскому высказыванию, и аккуратной цитации из известного музыкального материала (ну, конечно, как в «Кармен» без Бизе!). Жанр действительно не определить. Отдельное спасибо Андрею за мотив для контрабандистов (создал что-то такое опасливо-потустороннее и в то же время «вдарил рока») и за первую арию Кармен, а Ольге Виррийской за ее исполнение!
Кстати, об арии Кармен. Первая встреча с этакой женщиной-вамп в стиле «кубизм» с ломаными линиями одежды-прически производит впечатление не только на Хосе, но, пожалуй, и на всех остальных, заглянувших в цирк. Конечно, такую обоюдоострую попробуй обойти вниманием!
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6633131/6633131_original.png)
Третье. Работа художника по свету — Андрея Абрамова. Задает динамику движения во многих сценах, при этом не становясь главным акцентом действия.
Четвертое. Ансамбли актеров. Безусловно, Кармен — Ольга Виррийская и Хосе — Максим Громов! Но и остальные тоже!
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6633451/6633451_original.png)
Просто несколько навскидку:
— Лилас Пастья, хозяин цирка, муж Рольоны — Николай Рожков,
— Рольона, бородатая женщина, жена Лиласа — Ирина Агейкина;
— Торрес, чревовещатель с куклой Кито— Антон Соколкин,
— Лола Флорес, певица, влюблена в Гарсию — Виктория Саленкова,
— Гарсия Кривой, метатель ножей, муж Кармен — Сергей Козлов;
— Ремендадо, рыжий клоун — Валентин Тюрин,
— Данкайро, силач — Владимир Козловский,
— клоуны-униформисты А и У— Артём Исаков и Дмитрий Иванюгин.
И многие другие и все друг с другом, и каждый сам по себе. Все же хронометраж масштабного действа — три часа! В общем, распространяться о мюзикле на страницах печатного издания, пожалуй, много не стоит.
И я присоединяюсь к автору — приглашаю Вас в Орёл на просмотр. А теперь мои восторги и фото по окончанию спектакля. Браво!
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6633502/6633502_original.jpg)
Хочу ещё от себя сказать, что с приходом новых административных и творческих руководителей репертуар театра стал разнообразнее. Музыка, костюмы и декорации интереснее и стильнее. Меня, честно радуют такие перемены в театре.
![Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе Театр. Свободное пространство. Кармен. История Хосе](https://ic.pics.livejournal.com/cand_orel/85803014/6634205/6634205_original.jpg)
P.S. Можно сказать, как в том анекдоте — музыкой навеяло, сам сочетание клоуны-контрабандисты напомнило анекдот:
- А я вчера мимо цирка проходил, меня клоуны
отп*здили...
- Серьезно?
- Нет, бл*ть, с шуточками.
Ну, это я абсолютно беззлобно, поверьте...