Театр абсурда на СТБ

Надеюсь, эта статья поможет избежать моим коллегам ситуаций, заложником которых стала я, согласившись сотрудничать с этим каналом. Итак, прежде чем начать рассказ о своем «неудавшемся романе» с СТБ, позвольте представить вам главных действующих лиц:
1. Ольга Котикова, руководитель проекта «Звездная жизнь»
2. Алексей Гладушевский, шеф-редактор собственного производства «Моя правда», «Звездная жизнь», «Невероятные истории любви» и «Неизвестная версия»
3. Марина Комаха-Пчелкина, шеф-редактор «Звездной жизни»
4. Галина Пилютикова, руководитель департамента собственного производства телеканала СТБ
5. Владимир Бородянский, глава Правления ЗАО "ММЦ СТБ"
В конце января мне позвонили с СТБ и пригласили на собеседование. Я как раз искала работу, поскольку мой ТВ-проект, на котором я работала сценаристом-редактором, закрылся. Ходила я на СТБ регулярно в течение двух с половиной месяцев. Мне давали задания, много заданий. Я их исправно выполняла, и за проделанную работу меня хвалили. Ольга Котикова, руководитель проекта «Звездная жизнь», говорила, что я – хороший сценарист, и она, дескать, уже видит меня в команде. За это время я написала фильм-программу (хронометраж - 44 минуты) на тему «Звезды-дебоширы», еще несколько отдельных сценариев, синопсисов, подготовила множество предложений к досъемкам фильма, составила сотни вопросов к героям, которых нужно было доснимать, и многое другое.
Еще мне пришлось взять интервью у Ромы Зверя (группа «Звери»). С этой задачей я справилась великолепно – и я не преувеличиваю. Это могут подтвердить режиссеры и операторы, которые были со мной на съемочной площадке. Я взяла эксклюзивное интервью, в котором Рома Зверь рассказывает о мотивах своих дебоширских поступков, эмоционально и со смаком вспоминает скандалы, в которых он поучаствовал. Проверьте – погуглите – нигде его комментариев по поводу учиненных скандалов нет (кстати, могу продать это интервью какому-нибудь глянцу! Расшифровки-то у меня, слава Богу, сохранились). Второй день потрачен был на то, чтобы расшифровать интервью. Итого: 2 полных рабочих дня ушло на эту журналистскую работу.
Первый тревожный звоночек прозвучал спустя месяц. Несколько раз мы собирались в кабинете у Алексея Гладушевского (на одном из них присутствовала и Марина Комаха-Пчелкина), и концепция фильма менялась в зависимости от настроения руководства по нескольку раз за неделю. Я терпеливо переписывала и расставляла в фильме акценты, как того хотели начальники. Причем, сегодня они могли сказать одно, завтра другое, а послезавтра – вернуться к первому варианту.
Второй тревожный звоночек поступил еще спустя две недели. Ольга Котикова поставила меня перед фактом: «Господин Бородянский не принимает фильм про «Звезд-дебоширов», поскольку ему не нравятся герои-звезды и вообще идея самой программы».
Чтобы вы понимали, идею фильма и героев разрабатывала не я, а другой журналист, и ее утвердили все три руководителя ниже Бородянского – Котикова, Гладушевский, Комаха-Пчелкина. А я лишь четко выполняла поставленные передо мной задачи. Котикова, извиняясь, сказала, что ко мне как сценаристу претензий нет, и мол, такое на их телеканале бывает. В общем, басня «лебедь, рак и щука» в действии.
Возникает риторический вопрос, насколько профессиональны все три руководителя, которые утверждают подобные темы, тратят на создание фильма колоссальный материальный и человеческий ресурс (от командировок в Москву - до работы сценариста), а потом вся проделанная работа летит «коту под хвост»?
Поставив перед вышеупомянутым фактом, меня просят не расстраиваться (а и правда, чего уж расстраиваться, полтора месяца усердной работы – подумаешь!) и предлагают оформиться на ставку, бонус за непринятый фильм и зря потраченные время и усилия – оформление задним числом с 1 марта (разговор состоялся 17-го марта). Договариваемся, что буду работать только сценаристом (а не журналистом!). Но для этого я должна написать еще один сценарий к другому фильму на 6 листов. Я пишу. Сдаю. Котикова мне отзванивается (цитата - дословно):
«Марина, поздравляю! Со сценарием все в порядке. Мы берем тебя на работу в штат. Приходи завтра - обсудим, что ты будешь писать дальше. И тебе еще надо пройти самое главное собеседование у Галины Пилютиковой!» (руководитель департамента собственного производства телеканала СТБ – авт.).
Третий тревожный звоночек звучит в голове: «Какое еще самое главное собеседование может быть после двух месяцев сотрудничества и десятка написанных историй? Неужели всего этого недостаточно, чтобы убедиться в профессионализме человека?»
На следующий день я пришла на телеканал СТБ. Ольга Котикова, краснея, бледнея, заикаясь и опуская глаза, ставит меня перед фактом: «Алексей Гладушевский не пропускает тебя на собеседование к Галине Пилютиковой, потому что ему не понравилось, что ты вместо «што» иногда говоришь «шо» и глухую «г» вместо звонкой»... После этого мне предлагают написать еще один сценарий к фильму на 44 минуты, а потом уже решить, брать меня на ставку, или нет.
У меня отнимается дар речи. Мне даже захотелось себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не бредовый сон.
Естественно, задаю вопросы:
- Как мой говор влияет на качество моих сценариев на украинском языке? Какая тут вообще связь?
- Как вообще может такое быть, что вы мне вчера одно говорили, а сегодня совершенно другое?
- И где есть гарантия, что написав еще один фильм на 44 минуты, вы не предъявите мне претензию, что вам не нравится мое произношение звука «р»?
Вразумительных ответов я так и не получила. Писать еще один фильм - отказалась. Мне ни копейки не заплатили. На ставку не взяли. За эти 2 месяца я проигнорировала несколько предложений по работе от других телеканалов, поскольку полностью решила сосредоточиться на СТБ.
Уже потом я узнала некоторые пикантные и не мене бредово-абсурдные подробности из жизни СТБ:
- по указке Марины Комахи-Пчелкиной одну девочку уволили только за то, что она была «слишком флегматичной » (хотя два фильма по ее сценариям вышло на тот момент в эфир, что свидетельствует о профессионализме человека). Была брошена такая фраза: «Зачем она такая спокойная нам нужна в команде?». Другого человека вышвырнули «потому что у него были прыщики на лице и на него было неприятно смотреть».
- Одну девочку уволили феерически: она собиралась в командировку, ей позвонили, сказали, что командировка отменяется. А на следующий день поставили перед фактом, что она уволена за срыв командировки.
- Диалог - дословно:
Комаха – Пчелкина - главному режиссёру проекта (девушке Х) : "Уволь эту режиссёршу - она мне не нравится".
Девушка Х :"Ну а за что я её уволю - она нормально смонтировала фильм".
Комаха – Пчелкина: "Придумай что-нибудь. Пускай кто-то подпортит смонтированное или не сохранится что-то случайно... Мне всё равно, но чтобы я в следующем месяце её не видела больше здесь".
- Алексею Гладушевскому, например, скучно читать текст на страницах, и поэтому режиссеру дают задание специально для Гладушевского смонтировать весь фильм по неутвержденному сценарию. После таких просмотров, естественно, вся работа режиссера идет прахом, потому что сценарий после правок переписывается наново.
- Галина Пилютикова очень не любит красивых девушек, она не любит, если кто-то хорошо одевается и выглядит ярко. Лучший залог успеха попасть в милость к высшему руководству - это быть серой мышкой. И все об этом прекрасно на телеканале знают.
Я думаю, этот перечень абсурда без труда продолжат коллеги, побывавшие в моей шкуре. Единственный документ, который мне остался от СТБ – это перечень штрафов. А это уже является красноречивым нарушением трудового законодательства:
«Администрация телерадиокомпании не имеет права применять штрафные санкции к сотрудникам (работникам), находящимся в трудовых отношениях с данным предприятием (организацией),- комментирует Игорь Ворон, медиа-юрист. - Это прямо вытекает из положений действующего трудового законодательства. Согласно ст. 147 КЗоТ Украины, за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из таких мер взыскания: 1) выговор; 2) увольнение. Иного не дано. Денежные штрафы или штрафные санкции к работникам, которые уже были применены (либо будут применяться), являются юридически ничтожными и могут быть обжалованы в прокуратуру по месту нахождения предприятия или в суд».
Кроме того, система штрафов может свидетельствовать еще об одном очень интересном аспекте деятельности телекомпании.
«Легально застосувати штрафи неможливо, тому наявність будь-яких внутрішніх документів про штрафи – перша ознака можливої подвійної бухгалтерії та ухиляння від сплати податків, бо «штрафувати» можна тільки з нелегальної частини зарплати, - комментирует Сергей Гузь, первый заместитель главы Независимого медиапрофсоюза Украины. - Утім, застосування штрафів у вітчизняних ЗМІ - настільки звична справа, що ніхто навіть не звертає уваги, що це незаконно»
.
Неудивительно, что телевидение у нас такое «низкосортное» и «ширпотребное». Какое руководство на телеканалах – такая и картинка на телеэкране. Прискорбно, но факт.
Думаю, что многие прошли через подобное «кидалово» СТБ. Хотелось бы все-таки узнать истории и других пострадавших в комментариях под этим материалом.
Уважаемые коллеги, прошу ВАС перепостить данную ИНФОРМАЦИЮ, дабы как можно больше журналистов-сценаристов-режиссеров УЗНАЛИ о том, что их ожидает на таком "классном" канале, как СТБ!!!! И если у кого, что есть сказать по данному поводу - пишите.