"Тайны индейских пирамид", Милослав Стингл
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Тайны индейских пирамид, Милослав Стингл](/images/main/tayni-indeyskih-piramid-miloslav-stingl-6d8e5c.jpg?from=http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=127.7)
Однако в данном случае удачно совпали несколько факторов.
Во-первых, я дочитала книгу, которая валяется у меня в разных углах квартиры и за которую я бралась, когда выпадала свободная минутка. К слову, в этом все-таки положительное отличие бумажной книги от электронной: ее надо только взять и открыть, в то время как читалку надо включить, дождаться загрузки, найти в списке свою книгу, дождаться ее загрузки... За это время пара страниц бумажной уже бывает прочитана, а сама книга - отложена в сторону, потому что дела таки ждут. Именно по этой причине все еще не дочитаны "Веселые висельники" Соловьева, дочитать которых мне, прямо скажем, хотелось куда больше, чем про пирамиды.
Ну да ладно, не суть.
В-вторых, книга старая, написана отнюдь не соотечественником и не современником. Точнее, автор-то все еще жив, хотя и изрядно немолод, но его книга "Тайны индейских пирамид" вышла аж в восемьдесят втором году (по крайней мере, на русском языке). На задней стороне обложки, к слову, красуется трогательная надпись "Цена: 1 руб. 20 коп." :)
О книге я уже упоминала в процессе чтения, приводя упомянутый в ней пример крайнего жизнелюбия отдельных представителей человечества. Повторюсь, что книга, несмотря на претенциозно-пафосное название, отнюдь не является трудом по поиску инопланетян в пирамидах, а просто представляет собой записки путешественника, идущего по следам прежних исследователей.
В-третьих, она таки понравилась целиком (и уж точно я не настолько самонадеянный человек, чтобы пытаться искать косяки и минусы совершенно в чуждой мне сфере). Книга, как это принято писать в аннотациях, "написана простым, доступным языком" - в том смысле, что не обязательно быть специалистом-археологом, чтобы понять, о чем идет речь.
История Америки (что Северной, что Южной) - мягко говоря, сильно не моя область (в которую сейчас по многим причинам все же приходится лезть), и лично я для себя узнала много интересного. К примеру, я, как и многие, была свято уверена в том, что майя были изведены подчистую, и от них в нынешних жителях тех краев не осталось даже отголоска. Тем удивительней для меня было прочитать следующее:
Я вновь возвращаюсь на террасу к стенам прекрасного «Дворца правителей». Терраса приподнята над окружающими холмами. День исключительно ясный, я вижу очень далеко: на юге передо мной лежит «страна Чен», здесь, вокруг Ушмаля - страна Пуук. И везде, куда только достает взгляд, когда-то было государство Шив.
Властители трижды строившегося города и «великие люди» Мотуля, Текоха, Чичен-Ицы и Майяпана боролись между собой за власть над Юкатаном. И обитатели дворца, с лестницы которого я осматриваю окрестность, принимали участие в этой войне за гегемонию с еще большим упорством, чем династии, правившие в других городах-государствах.
Было пролито много крови, гибли династии и города. Был покинут своими обитателями и Ушмаль. Но те, кто отсюда, из «Дворца правителей», им правил, умели пережить все кровавые войны, сумели пережить и завоевание Америки, сблизились с белыми (причем это единственный такой майяский владетельный род), и завоеватели даже возвели их в звание идальго.
Так первый майяский «дворянин» стал дворянином согласно испанскому праву.
В Гарвардском университете, в знаменитом Музее Пибоди, я видел ряд исключительно ценных документов майяской истории, написанных юкатанскими индейцами сразу же после завоевания их страны испанцами. Среди них есть и два документа, рассказывающие о Шив. На одном из них изображена территория государства Шив ко времени прихода испанцев. Центром их страны тогда уже был не Ушмаль, а Мани.
На другом, еще более важном документе нарисовано генеалогическое дерево ушмальских Шив. Дерево вырастает из тела основателя Ушмаля. Рядом с ним стоит его жена. Однако ствол рода вырастает из тела мужа, а отнюдь не из тела жены. Наследование по отцовской линии у майя уже преобладало полностью. На основе этой родословной и других позднейших документов, хранящихся в Музее Пибоди, а также на основе разысканий американского исследователя и в конце концов удалось составить полную генеалогию Шив вплоть до нашего века.
Потомки Шив, основателя города, в котором я сейчас нахожусь, не только пережили приход испанцев и колониальный период, но живут на Юкатане и до сих пор. С момента последнего основания Трижды строившегося города первым властителем из династии Шив в генеалогии бывших хозяев Ушмаля прибавилось 39 поколений. Последний из прославленной древней династии, Херардо Шив, родился 23 апреля 1943 года. Живет он, так же как и его отец Дионисио Шив и его дед Немесио Шив, в Тикуле, обрабатывает землю, собирает урожай кукурузы и сизаля и ничем не отличается от своих тикульских соседей. И хижина у него такая же простая, как и у других юкатанских индейцев.
(А вот тут, кстати, не удержусь от реверанса в сторону теперь уже электронных текстов и конкретно сетевых библиотек, которые избавили меня от необходимости вручную перепечатывать текст или покупать электронку ради приведения одной цитаты).
Сомневаюсь, что с первого прочтения можно запомнить все эти даты, имена и названия, но получить общее представление о том, как оно все было, как есть и как открывалось и исследовалось, эта книга вполне позволяет. Да и просто с пользой и интересно провести время.
***
Не знаю, насколько отзыв получился информативным, но уж как умеем-с :)
ЗЫ Салить я никого не буду, потому что не все с восторгом принимают подобные инициативы, так что к мобчегу просто могут присоединиться все желающие.
|
</> |