Тайна Снежной королевы
baba_lo — 26.02.2019Вия Артмане. Вия Артмане. Произносишь имя этой невероятно красивой мудрой женщины и, словно бередишь душевные раны. Фильм «Родная кровь» я смотрела четыре раза и все четыре раза рыдала с соплями и икающим всхлипом. Помните почти шёпотом героиня Вии Артмане проговаривает, словно мольбу, словно заговор на любовь:«Если с тобой что-нибудь случится, самое страшное, если тебя покалечат...Возвращайся ко мне, возвращайся...» и этот шёпот, как мороз по коже, пробирает до костей. Какой секрет хранила эта Снежная королева советской державы, так проникновенно сыграв роль паромщицы Сони в чёрно—белой кинокартине Михаила Ершова?
Первые свои роли тогда ещё Алида (имя Вия будущая знаменитость возьмёт будучи студенткой) сыграла маленькой крестьянской девчонкой с косичками в сарае села Кайве Тукумского края, что примерно в ста километрах от столицы Латвии. В стенах рижской драматической студии Художественного академического театра имени Яниса Райниса, в котором проработает больше пятидесяти лет, она встретит своего мужа Артура Димитерса.
Артур Димитерс, хотя играл, в том же театре, в основном подлецов и злодеев, но слыл любимцем публики, баловнем судьбы и душой компании. Он фактически измором возьмёт неприступную крепость Вии. Артур был старше восходящей звезды почти на пятнадцать лет, но увидев юную прелестницу лишится дара речи. Её красота на многие годы сведёт его с ума. Не станет помехой и первый брак Димитерса с известной художницей. Ради любви Вии он разорвёт с прежней семьёй всякие отношения.
А любила ли Артмане своего избранника? Вероятно. Только выбором партнёра по жизни скорее руководствовалась возможностью продвижения по карьерной лестнице. Ведь Артур, как ведущий актёр художественного театра, разбирал с женой почти все её роли. За рюмочкой коньяка супруги весело болтали всю ночь, обыгрывая монологи новой пьесы или характерную образность той или иной героини.
Бывали и минуты горького отчаяния, когда Вия жалела о своём решении связать себя узами брака с этим человеком. Ведь характер у Артура был не сахар, и взрывался он по любому поводу, особенно если поводом служила невинная улыбка жены другому. Сумасшедшая ревность лысеющего донжуана изводила девушку, лишала сил. Не прекратились приступы ревности и с появлением первенца. Ссоры становились всё чаще. Потом начались придирки, скандалы, плавно перетекающие в холодную неприязнь. А в 1963 году Вия Артмане приезжает в славный город Мышкин Ярославской области на съёмки художественной ленты «Родная кровь», и её мысли принимают другое направление.
Через пару месяцев по всему Союзу поползут слухи, что у Евгения Матвеева, блестяще сыгравшего роль танкиста Владимира Федотова, влюблённого по сценарию в паромщицу Соню, на глазах всей съёмочной команды бурлил роман с латышской актрисой. К тому времени Евгений Семёнович уже получил звание Заслуженного артиста РСФСР, слыл добропорядочным семьянином — воспитывал двух прелестных ребятишек, состоял в коммунистической партии, что уже обязывало его быть примером для советских граждан.
Как вспоминала сама актриса, при первой встрече Матвеев ей показался не столь привлекательным, как на фотографиях модных журналов; скорее замкнутым, угрюмым, с тяжёлым взглядом. К счастью, первое впечатление оказалось обманчивым. Уже на съёмках Евгений Семёнович вывалил перед Артмане тонны страсти и нежности, мир буквально уплыл под её ногами. Каждый кадр был заряжен любовью, плавил жемчуг. Вия счастливо смеялась, и это был несомненно смех леди. Играя такие отношения на экране сложно было поверить, что мелодия сердец героев кинофильма не прозвучала бы и в реальной жизни. Муж Вии Артмане был в ярости. Он то точно знал, что так можно сыграть, когда душа переполнена любовью. Вскоре у пары Артмане—Димитерс рождается второй ребёнок — дочь. Вия Артмане больше не видится с Евгением Матвеевым.
В последний раз актёры нашумевшего фильма «Родная кровь» встретятся только после развала Союза, когда народная артистка СССР Вия Фрицевна Артмане останется за чертой бедности, без средств существования и даже квартиры, которую в связи с законом реституции в Латвии передадут бывшим владельцам. Евгений Семёнович предложит коллеге по цеху посильную помощь, но та откажется. Что происходило в тот момент сердцах двух бесконечно талантливых людей, одному богу известно. Но если бы между актёрами в далёком уже 1963 году не пробежала божья искра, мы бы никогда не увидели фильм таким, каким видим и чувствуем спустя десятилетия. А перед самым своим уходом Вия Артмане покается, примет православие и расскажет своей дочери, кто её настоящий отец.