Тайна красоты (не моей)


посетителей встречает бюст (кажется, всё-таки) Дианы - богини растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны. если не ошибаюсь бюст Афродиты - в греческой мифологии богини красоты и любви, там тоже был.

а вообще в этом зале представлено около 100 экспонатов из собрания музея - портреты блистательных красоток той эпохи как известных (императрица Александра Федоровна, Мария Николаевна Волконская, Анна Петровна Керн), так и незнакомок. а также предметы интерьера, декора, аксессуаров и одежды той эпохи.

не уверена, что на выставку можно попасть без экскурсии и будет ли это интересно тем, кто не знаток пушкинской эпохи.
мы даже слушая гида, запутались в Пушкиных-Гончаровых-прочих прелестницах и тем более их судьбах о_О
В описании на сайте музея указано: Вглядываясь в прекрасные женские лица, мы пытаемся проникнуть в Тайну душевной жизни, Тайну сердца, а иногда и Тайну рождения и соотнести наши знания о жизни изображенной персоны, почерпнутые из мемуаров и записок современников, с тем, что увидел или предугадал художник.

к сожалению, фотографировать картины без бликов было практически невозможно
(мне как-то в комментариях предлагали какой-то специальный девайс, но я считаю, что мне на память и так норм)
в интернете можно почти всё найти )

фото с интернета
«Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской» - одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина, написанных художником Иваном Кузьмичем Макаровым, академиком живописи. Был создан в 1849 году, во время её второго брака с П. П. Ланским.

Туфелька Натальи Николаевны примерно 35 размера. Её хозяйка при достаточно высоком росте (около175 см) обладала миниатюрными ручками и ножками, что считалось, наряду с маленькими ушками, признаком аристократизма

Угадаете, для чего эта чашечка?

тут же в выставочном зале - "портал в прошлое" или имитация парадного входа в Аничков дворец, где проводились одни из самых блистательных балов в Петербурге

Веер принадлежал Марии Александровне Гартунг - старшей дочери Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной, урождённой Гончаровой.

Коробка для перчаток и шкатулка для драгоценностей

Портрет Марии Александровны Пушкиной, 1849 год, автор Иван Кузьмич Макаров

она же, 1860 год

к счастью, для моих френдов и читателей я мало что запомнила (куратор довольно тихо говорила) и не записала из рассказанного, хотя у каждой особы с портретов была удивительная непростая и интересная судьба...


Предметы из сервиза-солитера, 1820-е, Западная Европа

Портрет Александры Николаевны Гончаровой, в замужестве Фризенгоф
Из семейства Гончаровых самой красивой была мать Наталья Ивановна... настолько, что её "отослали" от двора, чтобы не "смущала" фаворитов императрицы о_О
Скоропостижно выдали замуж за Николая Гончарова, у которого было имение в Калужской области "Полотняный завод". Без блеска балов Наталья Ивановна ужасно тосковала и изводила близких ужасным характером...
Из дочерей самой прелестной слыла Наталья Николаевна, но и старшая Александра на портрете тоже хороша, если не ошибаюсь, она вышла замуж не скоро, но удачно.
А ещё все Гончаровы слегка косили, но это придавало им шарма ;-)

Портреты Надежды Осиповны Пушкиной, урожденной Ганнибал (в медальонах выше и ниже с красным тоже)

Мать поэта. Главная ее заслуга, кроме самого факта рождения сына, она обучила маленького Пушкина французскому языку. Он был билингвой, как много позже Владимир Набоков (с) город 812

Портрет Наталии Ивановны Фризенгорф, урожденной Ивановой
1840-е

Витрина с милыми дамскими вещицами


а Пушкин позже его повторил :)

Рюмка Анны Петровны Керн, урожденной Полторацкой, 1840-1850-е

Портрет Екатерины Михайловны Хомяковой, урожденной Языковой
1836 г.

Портрет неизвестной в вишневом платье
возможно, А.О. Смирнова-Россет
1840-е


Секретер дамский, вторая половина 19 века, Россия
Дерево, бархат, металл. левкас, роспись по левкасу

Шкатулка, 1860-е, Китай. Папье-маше, лак черный, дерево, металл, кость, роспись твореными золотыми серебряными красками, резьба, точение

Портрет Софьи Николаевны Раевской, 1820-21 гг.
Умница и красавица, занимавшаяся делами всего семейства Раевских...

В момент написания портрета Марии Николаевне было 44 года. «С поразительного по своей психологической силе портрета смотрит уже немолодая, сохранившая свою необычную красоту женщина, много пережившая, утратившая иллюзии, но не утратившая воли к жизни. Те же прекрасные «глаза девы Ганга», по выражению Зинаиды Волконской, но взгляд печальный, отрешенный, словно устремленный внутрь себя». (Н. Ф. Караш «Князь Сергей Волконский: История жизни декабриста»)
Оригинал хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Оцените иронию: Чугунный отлив ноги одной из самых невесомых женщин:

Жена Василия Нащокина, брата Павла Нащокина, друга Пушкина, известного своим феноменальным мотовством. Анна сумела сохранить свое наследие от семейных претензий. Известна тем, что за два года до отмены крепостного права отпустила своих крестьян. За выкуп, разумеется. Но и это по тем временам выглядело суперпрогрессивным (с) город 812


Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, Б.-Ш. Митуар. 1810-е годы
Она была настолько красива по молодости, что в пожилом возрасте совершенно не ухаживала за собой, считая себя по-прежнему прекрасной

на последнем фото - спойлер к другой выставке, которая также проходит в Музее Пушкина: Выставка костюмов героев фильма «Пророк. История Александра Пушкина». Но мы пока даже фильм не смотрели. Есть чем заняться на майских ;-)
|
</> |