Татьяна Касаткина о возможном изъятии произведений Достоевского и Толстого из школьной программы
philologist — 03.10.2016 На днях президент Российской академии образования и заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого «Война и мир», а также некоторые произведения Федора Достоевского можно было бы исключить из школьной программы. Это ее заявление вызвало бурную реакцию общественности, после чего руководство РАО попыталось отыграть назад. Вот как инициативу об изъятии произведений Достоевского и Толстого из школьной программы прокомментировала известный исследователь творчества Ф.М. Достоевского, доктор филологических наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. А. М. Горького РАН Татьяна Касаткина."РАО утверждает, что Вербицкая уже почти ничего и не говорила. Ну и хорошо, ну и ладно. Но кое-что сказать все же нужно. Прежде всего - насчет сложности текстов. Все тексты, которые вообще стоит читать, сложные. Сказки - очень сложные тексты. Если сказку читает умудренный жизнью человек - он там откроет глубины, которые детское сознание никогда не сможет описать и выразить. Но - это не значит, что оно их не сможет отразить, что оно на эти глубины никак не отзовется. Просто то, что зрелый человек выразит мудрой речью, ребенок сможет воспринять как дорефлексивную установку. И, в общем-то, сказки для этого - для закладывания дорефлексивных поведенческих установок - и создавались. Так ребенок научался вежливости - которая если еще и не вежество, то есть - не знание, но зато поведение, сформированное на основе этого знания.
И вот в 19 веке в России есть два писателя - и это именно Толстой и Достоевский - которые тоже создавали свои тексты для этого. Для преображения читателя. Достоевский - для духовного преображения, Толстой - для душевного устроения. И если из школьной программы изъять именно эти тексты - то это будет очень значимый - и очень знаковый шаг. Этим будет однозначно выражено стремление руководящих образованием структур к резкому упрощению человеческой организации и к резкому повышению возможностей для простых манипуляций обученными таким образом людьми. Об этом, мне кажется, должны знать и образовательные структуры - и потенциальные их ученики и их родители".
Отсюда
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
|
</> |