Татьяна Черниговская: "Задача образования - научить сохранять человечность в
philologist — 24.11.2018 Об опасностях и возможностях новой цивилизации рассказала накануне в Северном Арктическом федеральном университете учёный в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Черниговская. Корреспондент ИА REGNUM приводит цитаты ее выступлений:«Мы попали в другой тип цивилизации. Это не все еще осознали, но это дела не меняет, потому что мы в нём уже находимся. Уже есть дети, которые родились в цифровую эпоху, и это другие дети. Уже есть мир, который регулируется совсем не так, как раньше, и нам надо понять, как в нём жить. Дело не в прогрессе — когда-то мы ездили на козе или на осле, потом пересели на лошадь, а сейчас на машине. Дело не в этом. Дело в том, что это нестабильный мир, который меняется каждую секунду, и я не уверена, что мы еще имеем контроль над ним».
«Мир становится очень опасным, и одновременно — это мир, в котором огромное количество возможностей».
«У каждого в сумке и кармане лежат гаджеты, и мы же понимаем, что мы абсолютно прозрачны. Точно известно, где и с кем я обедала, чего я, скажем, никогда не ем, сколько у меня денег на счету, что у меня в сумочке лежит».
«Недавно я устно, не по телефону разговаривала с подругой и произнесла слово «Прадо», говоря о музее. Включаю компьютер, и повалили сумки Prada. Вот как он это узнал? Если бы я писала на e-mail — разговоров нет, если бы я говорила по Skype — тоже понятно. Но я не говорила и не писала. Как это происходит? Это абсолютно прозрачная история. Мы выбираем огромные возможности, за которые приходиться платить прозрачностью».
«Философия — это не украшение, как принято думать. Философ — это человек который умеет профессионально хорошо думать».
«Количество данных известных про мозг гигантское. Просто с ним неизвестно, что делать».
«Ясно, что заниматься просто сбором данных о том, что где в мозгу находиться — где вилка, где ложка, где туфли, где губные помады, а где Эммануил Кант — это безумное дело. Во-первых, таких мест нет, есть огромная нейронная сеть, распределенная, и там всё живет везде, а во вторых — зачем? Дело не в местах, а в том, как это действует. Это значит, что нужна новая научная парадигма, а не еще миллион фактов».
«Мозг нам не по мозгам. Из того, что он находится у нас в головах, абсолютно не следует, что мы выше его рангом. Нам не справиться с этой системой, не надо иллюзий. И никакой суперкомпьютер нам не поможет, потому что суперкомпьютер — это анекдот по сравнению с тем, что происходит с мозгом».
«Мозг не забывает ничего. Из того, что вы забыли, следует, что это вы забыли. Здесь вы можете меня схватить за хвост и спросить: «Из того, что вы сейчас говорите, следует, что вы и мозг — разное?» И я буду вынуждена сказать: «да».
«Всё, что в мозг попало, там лежит и в какой-то момент даст о себе знать».
«Норма — это какая-то странная, непонятно для чего существующая вещь».
«Мне говорят: «Мы делаем искусственный интеллект по модели мозга». Очень хорошо. Только у нас нет модели мозга, а так развлекайтесь, делайте сколько хотите. Можно стейки делать. По-моему, это более полезно».
«Виртуальный мир — это всё еще игрушки? Я бы не рискнула ответить «да».
«Этот мир сверхбыстрый. Счет идет на нанометры и наносекунды. В нанометрах и наносекундах жизни нет, я вынуждена вас расстроить».
«Аппараты будут принимать решения. Я знаю, что вы мне ответите, что решение всё равно принимает человек — палец человеческий нажмет на кнопку. Но «палец» будет анализировать информацию, которую ему даст этот «монстр».
«Большинство людей ведут себя так как, будто жизнь — это черновик. Жизнь начинается с момента зачатия, прошу получить вас эту необыкновенную новость. Она уже идет, и она одна. Почему надо жить так, как будто будет возможность потом что-то исправить? Ничего никто не исправляет».
«Искусство — сверхсерьезная вещь. Это не десерт!»
«Цивилизация праздности — вот что нас ждет. И это уже началось в некоторых странах. Только не на тему искусственного интеллекта, а на тему, скажем, переизбытка сельскохозяйственной продукции — крестьянам платят деньги, чтобы они ничего не садили».
«Интуицию можно развивать. Мы рождаемся каждый со своей нейронной сетью — этот текст нам Господь написал, и в нем всё, от формы носа до сволочизма характера, уже прописано. Но она же не стабильна. Это книга, которая пишется каждую секунду».
«Мы должны иметь того, кому доверяем. И это точно не Википедия».
«Регион 29» также записал тезисы её выступления:
"Мы — это наш мозг. Он определяет, как мы живём, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчёт того, что мы можем контролировать то, что в нём происходит. Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин".
"Слово «сознание» — тревожное. Несмотря на то, что есть тысяча его определений, на самом деле, нет никакой договорённости о том, что считать сознанием. Никакой вообще. Есть огромный диапазон мнений на эту тему. Одни считают, что сознанием обладает вообще всё живое, даже инфузория-туфелька. А буддисты, например, верят, что сознание — это вселенная. Второй полюс этой огромной шкалы — сознание-осознание, рефлексия. То есть, сознание — это люди. Если мы настолько снобы, что верим, что сознание есть только у нас, тогда возникает вопрос: а дети — это люди? Они ведь неспособны к рефлексии довольно долго. Да и процентов 90 населения Земли так никогда и не дозревают до способности к оценке своих действий. Живут, как хвощ. Что с этим делать?"
"В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. Вы почему считаете, что я не программа? У вас нет никаких доказательств, и никогда не будет".
"Парадокс прогресса в том, что мир становится очень опасным и одновременно в этом мире огромное количество возможностей. Но за возможности платят абсолютной прозрачностью".
"Мы живём не только в материальном мире, но и в символическом, который мы сами создаём. Этот мир, возможно, даже важнее материального. Войны совсем не обязательно идут за землю, они могут идти за веру. У нас есть много символических языков — от вербального до языка математики, музыки и тела. Музыка и математика — самые тревожные, потому что вообще не понятно, что это такое".
"Мозг — сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней — анекдот".
"Норма — это какая-то странная, средняя, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо даёт людей с низким интеллектом, шаг влево даёт гениев, и это всё что угодно, только не норма. Поэтому, если честно, гениальность — это патология. Но мы готовы отказаться он неё? Тогда закроется дверка в помещение, которое называется «человеческая цивилизация»".
"С собой надо быть знакомым. Я своим студентам, особенно барышням, советую: зайти в ванную, раздеться, смыть косметику, внимательно на себя в зеркало посмотреть и самой себе ответить: я умная или нет? я красивая или нет? я стерва или нет? я планирую сидеть и вязать носки или блистать на сцене? Себе-то нужно это сказать. Если бы я много лет назад узнала, что я сова, я бы не потратила кучу времени на бессмысленные попытки написать хоть что-нибудь стоящее утром".
"Мы живём в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире. И этот мир перестал быть человекомерным, он не для нас".
"Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире".
Также Татьяна Черниговская ответила на вопросы журналистов — о раннем развитии детей и саморазвитии и, наконец, о том, есть ли разница между женским и мужским мозгом.
— У развивающего человека собственные темпы, и природа-то поумней нас будет, — отметила Черниговская. — Эйнштейн в пять лет едва говорил и читать не умел: его считали умственно отсталым. Когда безумные мамаши начинают своих полуторагодовалых детей учить интегралам, это неправильно. Вы куда спешите? Может, ребёнку хочется в куклы играть в этом время? Есть программы, по которым развивается мозг, оставьте его в покое. Учить двухлетнего ребёнка играть в го на компьютере — это не естественно. Но если он сам хочет — на здоровье. Может, он будущий чемпион Вселенной по этому го?
На свете, по словам Татьяны Черниговской, нет двух одинаковых мозгов. Строение мозга столь же индивидуально, как отпечатки пальцев или роговица глаза.
Тренировать же мозг можно, только подкидывая ему сложные задачи — смотря сложные фильмы и спектакли, читая сложные книги и слушая сложную музыку. Тем не менее, один из стереотипов, который даёт мозгу идти по проторенной дорожке, оказался отчасти верен. Так, по словам Татьяны Черниговской, наука всё же отмечает некоторые различия между мужским и женским мозгом.
— Действительно, есть некоторая разница, но индивидуальные различия так велики, что они перекрывают групповые, — пояснила Черниговская. — Поэтому я очень не люблю эти разговоры. Хотя объективные, не сплетнеческие, а настоящие различия есть: у женщин много связей между полушариями, больше, чем у мужчин. Но есть и такие мужчины, у которых этих связей больше, чем у женщин. Поэтому это неправильный разговор. Есть очень глупые мужчины, и есть необыкновенно умные женщины; есть очень слабые истеричные мужчины, и есть такие же женщины.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky