Тата: Объявить себя виноватой – в чём профит?
alterristika — 13.04.2016 Рассказывает Тата:Продолжая изучать на себе проблемы соальтерризма, мы обратили внимание, что я вообще чуть что заявляю "ну виновата" и даже кричу "хорошо, я виновата‼!"
Нам стало интересно, это что за феномен: прежде всего – почему хорошо-то? ну и отчего вообще "виновата" как такой универсальный ответ (который, правда, ничего не объясняет и не помогает решить по сабжу, но как-то пригождается же мне, не зря я его держу под рукой). Мы довольно долго разбирались вместе, а потом я ещё одна думала и надумала некоторые мысли, которые и пишу здесь, вдруг это кому-то пригодится.
Прежде чем объяснить, почему
вот тут теоретически, я отчасти повторюсь, ну и себя приведу в пример для наглядности)
Предположим, делалось какое-то дело, в котором можно рассмотреть две заинтересованные стороны, и вышло какое-нибудь "типичное не то". Стороны сознают, что их не устраивает результат (либо побочные последствия) их взаимодействия или действий одной из сторон. Очевидно, что в этом случае обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить действительную причину проблемы и способы её устранения. Логично? Пока никакого разговора о вине
Вообще в том, что случилось нечто неприятное, вполне может быть не виновата ни одна из сторон, даже если речь не о стихийном бедствии, а про отношения.
Вот к примеру. Родители возили меня в турпоходы в лес, начиная с полуторагодовалого возраста. Во время одной из таких поездок, холодной майской ночью, моча в моём горшке, выставленном из палатки, замёрзла, так что наутро пришлось запихать в рюкзак горшок как есть. В электричке горшок оттаял, содержимое из рюкзака на верхней полке вытекло на головы родителей и друзей семьи. Кто виноват
Вины может не быть, но причина у события всегда есть! – и эта причина может быть и вовсе вне участников, и в одной из сторон, и в обеих. В вину причина может превратиться (а может и не превратиться) в связи с осознанием этой причины сторонами и оценкой, кто тут что мог (может) сделать, и если не хочет, то почему. Вот тут и начинается...
Вроде самый выигрышный вариант, когда в ком причина, тот и может её исправить, и всё опять будет как надо. Если этот кто-то – ты сам, впору вроде бы радоваться: ура, раз я виноват, значит, всё в моих руках! Но…
Запросто может оказаться, что причина в одной из сторон, но та сделать ничего не может; а сделать может только другая сторона, хотя причина и не в ней. Опять же, вроде не повод горевать: надо просто разобраться – и вместе решить, стоит ли второй стороне прилагать сюда какие-то усилия, или лучше для всех будет, например, отменить совместный проект, разойтись порознь, действовать каждый за себя.
Бессмысленно говорить о вине в этом случае: первая сторона может, конечно, сказать
Вторая сторона может сказать "ну и
Виновата вторая сторона будет, если она игнорировала предупреждение первой стороны, что тут будут сложности, или сперва взяла на себя ответственность за ситуацию в целом, а потом попыталась переложить её на первую сторону.
Я в полтора года не могла ни обойтись без горшка, ни предупредить родителей; они взяли на себя ответственность за ситуацию, когда по неуёмной любви к карельскому лесу потащили в майский поход малолетку. Но зато, к их чести, они и не пытались возложить на меня вину за описанные головы (и другие неизбежные сложности). К счастью, я любила летний лес до полного самозабвения и готова была на любые лишения, лишь бы взрослые меня туда брали с собой.
К несчастью, родители возили меня и в лыжные походы, а зиму и лыжи я не любила: от холода у меня дико болели ноги в лыжных ботинках, и вообще зимний лес похож на покойника. Не к чести старших, эта проблема в полной мере не осознавалась ими, а моё недовольство перспективой очередной такой поездки проходило по графе "нытьё", то есть игнорировалось или вызывало раздражение. Получалось, что в том, что у меня мерзлявые ноги, я не виновата, а в том, что ною и могу испортить прогулку – виновата. К сожалению, нам далеко не всегда удавалось разделить интересы, причины, вины, возможности и ответственности. Таскаться вместе в заснеженный лес – мой интерес или родительский? Сделать впечатления от прогулки не отвратительными – в моих возможностях или в родительских?
Лыжи – частность, было и другое. Как сейчас, помню разговор за столом:
"Танька, как тебе не стыдно, и так толстая, а просишь ещё блинчиков!" "Я что, не имею права есть сколько хочу?" "Ты ешь, сколько ты хочешь, а бегай – сколько мама хочет!"
Ну вот и почему один человек должен бегать столько, сколько хочет другой? И почему он оказывается виноват, если не бегает и не хочет бегать? Я не задавалась тогда этими вопросами.
С детства у меня, несмотря на все достоинства нашей прекрасной семьи, остался комплекс некондиционной дочки, не желающей любить спорт так, как его любит мама. Танька – толстая, ленивая и неспортивная. Кто виноват?
Меня не хватало на то, чтобы сказать: мама, ты хочешь быть спортивной – так ты и будь; я не просила рожать меня и не собираюсь отдать все силы, чтобы соответствовать твоим понятиям и интересам. Меня моя фигура устраивает, я не испытываю сокрушения, что я не атлетка и не фигуристка. Могу только искренне посочувствовать твоим несбывшимся мечтам про меня.
Но вместо этого я ощущала свою вину за то, что я так устроена, и свою вину за то, что не делаю особых усилий для изменения ситуации. Я ради единения со значимыми людьми соглашалась считать ситуацию плохой и для меня – в то время как честно было бы констатировать, что меня в ней не устраивает только реакция родителей. Но для этого надо было расписаться в том, что у меня иные ценности, чем у моих старших, а это я воспринимала как измену. Естественно, что усилия (подсознательно, а потом и сознательно) я направляла на то, чтобы справиться с реакцией родителей, а вовсе не со своей комплекцией – и уж тем более не с кривой оценкой себя и своих желаний.
Пожалуй, всякого такого в моём детстве было не столько, чтобы совсем поломать способность в конфликтной ситуации искать реальные причины неудачи, отстаивать свою позицию, разделять сабж и оценку. Однако, в целом я приобрела перекошенную систему ориентации в конфликте – с упором не на решение проблемы, а на решение вопроса о вине. И не развила в себе умения определять, что именно меня не устраивает: результат и последствия результата, цена этого результата для меня, цена или последствия для участника взаимодействия (для близкого), негативная реакция близкого.
Неудивительно, что в нашей общей с Кирой жизни я впадала в горестное недоумение и беспомощность, когда надо было авторизовать и оценить результат того или иного моего действия, приведшего к конфликту. Подсознательно я перелагала на неё обязанность оценки не только серьёзности ситуации, но и моих действий (бездействия) в ней. Иными словами: я ориентировалась на "заругает / не заругает" (а впоследствии, став постарше, на "расстроится / не расстроится"). Мне, в волнениях по этим вопросам, было как-то не до того, чтобы оценить самой для себя: я получила то, что мне (нам) нужно? это приближает меня (нас) к цели? я именно этого хотела? меня устраивает результат с такими последствиями? за такую цену? и т.п.
Я по-прежнему то и дело (особенно в трудные периоды) видела себя ребёнком, которого взрослый под свою ответственность вовлёк в некое приключение: но поскольку это приключение – это то, что я хочу и люблю, то я дала своё согласие, так что теперь моя главная задача –
Хочу подчеркнуть, что мои родители не только в ретроспективе иной раз говорили мне, что тогда-то чувствовали себя виноватыми передо мной за то или иное, но и в актуальном времени были способны иногда попросить у меня прощения и больше так не делать. Так что я по опыту оценивала и продолжаю оценивать сам процесс выяснения вины и примирения как в принципе конструктивный.
Но я знаю, что бывают семьи, где не только считают невозможным признавать неправоту старшего перед младшим (это-де вредно младшим), но и склонны возлагать на ребёнка вину за всё неприятное в своей жизни, чему ребёнок (на самом деле, объективно) является причиной. Они винят его за свои неудобства, за его несоответствие своим понятиям о правильном, красивом и общественно одобренном, за своё плохое настроение от избыточной нагрузки по его выращиванию и так далее. Сказать "нам всем плохо оттого, что тебе тут нет места, но мы этого не рассчитали, когда тебя родили" им слабо, поэтому транслируется "нам плохо, наверняка опять из-за тебя".
Логично, что ребёнок, вырастая, считает за дефолт "если вышло плохо, значит, непременно кто-то виноват", "если начали разбираться, что произошло, значит, сейчас найдут виноватого" и "если ты говоришь, что не виноват, значит, ты считаешь виноватым меня".
(В этом мировосприятии "вина", по-моему, что-то вроде медицинской пиявки. Одни толкуют о её полезности, но шарахаются, чтобы она к ним не присосалась; сходятся на том, что она должна быть – значит, пусть будет чья-то, кидают её друг на друга со словами "а, это твоя, потому что не моя" или "тебе полезно, а мне ни к чему". Другие заявляют, что вообще нездорово замечать и тем паче рассматривать эту мерзость в грязи под ногами – поэтому надо считать, что её не существует! А третьи собирают на себя вин как можно больше со словами "чем хуже, тем лучше!".)
Какой, казалось бы, интерес людям (в том числе взрослым в отношении ребёнка) находить "виноватого", от которого на самом деле не зависит исправить ситуацию, потому что, например, причина не в нём? Да целых два интереса! –
"назначенный виноватым" может (легитимно в системе ценностей обвинителей!) самортизировать паршивую ситуацию за счёт своего ресурса: взрослый "заплатит штраф", материальный или моральный, а ребёнок "постоит в углу", "останется без сладкого", тот есть даст возможность взрослым не заботиться о нём какое-то время, не отдавать какой-то кусочек ресурса;
"справедливость восторжествует", то есть у "правых" участников болезненной ситуации уменьшится онтологическая тревожность по поводу несовершенства мира, а также конкретные опасения насчёт "виноватого"(он наказан, значит, либо "раскается и исправится", либо "побоится впредь"); если виноватый – ребёнок, это тем более важно для его старших, они ведь остро заинтересованы в его правильности.
Даже не осознавая в полной мере всю эту подлую кухню, растущий человек, стремясь освободиться, начинает инстинктивно ненавидеть "разборки" и "поиски виноватого". Для него здоровым представляется игнорация межличностных (и даже деловых) трений и нестроений, а если их игнорировать уже невозможно, то нужно либо без "взаимного вынимания нервов" расстыковаться с партнёром, на время или насовсем, либо вежливо сказать "мы оба в чём-то неправы, ибо не бывает, чтобы виноват был только один".
Причём по "негласному соглашению о минимуме травматичности"
Но это вообще-то означает, на мой взгляд, курс на расставание: если только конфликт не был чистым недоразумением, значит, проблема (в чём бы она ни состояла) осталась неосознанной, не обсуждённой, не решённой – значит, ситуация повторится, если отношения будут продолжаться ("так значит, завтра на том же месте, в тот же час!"(с)); а сколько раз можно стукнуться лбами с партнёром и вежливо извиниться, чтобы это не превратилось в полную фальшь? Только если больше не встречаться, оба расстанутся уверенные, что все ОК. Для парадигм, в которых мир – или сплошной кошмар и драка без правил, или система, где выигрыш одного возможен только за счёт другого, такое формальное извинение – действительно наименьшее из зол.
Однако даже в парадигме осмысленности
Вот они
Итак, "ну хорошо, я виноват...
– …только успокойся!":
окончание мучительной ссоры, особенно изнурительной для травматика с ограниченным ресурсом и вечно сочащимися ранами;
что плохо: это "успокойся" иной раз может вызвать и взрыв со стороны визави;
а можно было бы сказать: я уже не в том состоянии, чтобы спорить, беру тайм-аут, а то просто сейчас умру, да и тебе лучше отдохнуть;
– …и завтра всё исправлю!":
принятие на себя гиперответственности с целью успокоить тревогу – раз я тут вольно-невольно оказался единственным виновником всего, то я принимаю решение разбиться в лепёшку и тогда уж наверное настанет нам щастье;
что плохо: такие обещания не выполняются потому, что невыполнимы, да и забываются в отходняке после стресса;
а можно было бы сказать: если тут и правда что-то зависит от меня, давай прикинем, потяну ли я, давай просчитаем, а точно ли это то что надо, давай я попробую в этом направлении и посмотрим практически;
– …зато ты прав!":
твой партнёр, значимый для тебя человек, от которого в основном зависит твоё благополучие, остаётся вне подозрений в некондиционности, спокойнее считать, что он сделал всё, что тут нужно и возможно сделать;
что плохо: это ход, который позволяет оправдывать неумелых родителей, никчёмных супругов и так далее, чтобы ничего не менять в своей жизни; значит, кошмар будет повторяться;
а можно было бы сказать: доверяю тебе и понимаю, что у тебя есть важные резоны так действовать, но и у меня они есть, так давай их друг другу предъявим;
– …и отстань!":
что плохо: я исключаю выявление неприемлемых для меня внутренних причин проблемы (например, с моей точки зрения нелепых, постыдных, вообще невыразимых словами и пр.), объявив о полной капитуляции, я зато сама и разбираюсь там в себе с собой и назначаю себе вину там и такую, где и какую мне сподручнее и понятнее; мои психзащиты подсунут вместо реальных причин что-то психологически приемлемое, то есть красивое и ужасное, а главное – неисправимое моими силами: не придётся делать трудное и противное;
а можно было бы сказать: допускаю, ты прав в том, в чём меня обвиняешь; совсем или отчасти, я не могу вот так сразу осознать; если ты прав – что из этого следует, как это должно выглядеть изнутри меня? а как я, по-твоему, должен поступать, чтобы не происходило то, что происходит? мне надо подумать, проверить, мне нужна твоя помощь, но без наезда, потому что скорее всего всё сложнее, чем тебе кажется снаружи меня.
В привычной для меня парадигме "быть виноватой" означало быть временно отвергнутой, ибо равносильно "быть плохой" (пусть даже временно). Из этого следовало, что во всех конфликтах (началось это ещё в семье, но в полной мере развернулось по ходу нашей с Кирой жизни, особенно остро от проблем в совместном альтерризме) своей главной задачей я видела доказательство своей лояльности (а не выявление проблемы, во мне, во второй стороне, или вне нас, для устранения). Поэтому
либо настаивала, что, раз я ничего плохого не хотела (не злоумышляла, не вредничала, в крайнем случае просто забыла или не поняла) – значит, я не виновата! – а с тем, что произошло
либо соглашалась, что виновата (раз получилось то, что получилось, по факту) и, значит, достойна наказания; в таком случае надо демонстрировать полное раскаяние, в том числе стремиться поскорей это наказание получить – чтобы быть освобождённой от клейма "плохая" и очутиться принятой обратно в объятия – а с тем, что произошло
Кира, сформировавшись вне этого абсурдного лабиринта вины вменённой и вины самовозложенной, недоумевала на мои реакции и долгое время вообще не могла их правильно интерпретировать. Дело в том, что для неё вина, признание вины означали тот удачный вариант (см. выше), когда в ком причина, у того и возможности, он это увидел, обрадовался и всё исправил к своей пользе и удовольствию партнёра.
Поэтому она всегда с энтузиазмом бросалась выяснять, в ком-в чём причина нестроения, и бывала удовлетворена, осознав её (хотя бы часть её!) в себе – мол, плохо что я этого не видела, зато теперь увидела и сделаю всё хорошо! Но зато приходила в ярость и отчаяние, когда партнёр (это бывала не только я) либо бездумно заявлял "я во всём виноват, а в чём тебе видней", либо истерически обвинял её "виноват не я а ты, сама знаешь в чём". Зверела она потому, что оба таких заявления у неё отнимали возможность что-то осмысленное выяснить и, следовательно, реально исправить ситуацию, чтобы дальше нормально жить. В её парадигме недопустимо, нельзя "жить с виной" не потому, что это означает нелюбовь-отвержение или клеймо "некачественности", а потому, что нестерпимо опускать руки, если можно изменить положение к лучшему; если исправить нельзя – значит, надо учесть на будущее и принять меры, чтобы не повторять таких действий.
Но сейчас я говорю о себе. Я пришла к выводу, что признавать вину, считая себя не виноватым или не понимая в чём она состоит – не просто нестоящее дело, а очень вредное для личности (хотя, как описано выше, отчасти сберегающее для биологической единицы). Потому что это означает, что исправлять ничего не будешь, подписываешься, что и дальше всё будет так, а это уже прямое саморазрушение.
А если реально ощущаешь вину