Тасманийские каникулы: MONA

топ 100 блогов melbaa27.04.2011 Четыре дня – это ничтожно мало для путешествия в самый маленький австралийский штат, даже если вы не единожды там бывали. Наша прошлая пятидневная поездка была посвящена северной части острова, а в этот раз мы сосредоточились на его юго-восточной окраине. Видели бурное море, живописные скалы и морских котиков, побывали на развалинах самой знаменитой австралийской тюрьмы и в идиллической, почти английской деревне. Но начну я с самого необычного.

Маленькая и провиниальная тасманийская столица – это не то место, от которого стоит ждать разнообразия культурных впечатлений. Мрачные каменные склады вокруг старого порта, пестрый рынок по субботам и заснеженные вершины горы Веллингтон – вот визитные карточки Хобарта. Все это мы уже видели и не планировали в этот раз особо гулять по городу. А потом, разговорившись с попутчиками во время морского тура, случайно узнали, что в Хобарте только что открылся большой музей современного искусства. Мы тут же поставили его в программу – и не прогадали.

Тасманийские каникулы: MONA

Музей старого и нового искусства (Museum of Old and New Art, сокращенно MONA) открылся лишь в январе этого года. Собственно, «открылся» – не совсем точное слово: часть его коллекций, собранная миллионером и меценатом Дэвидом Уолшем, демонстрировалась и прежде. Но затем музей был значительно расширен и перепланирован. Находится он в одном из северных пригородов Хобарта, на берегу реки Дервент. Несколько раз в день из Сити в музей ходит паром, но места в нем надо заказывать заранее, иначе их быстро разбирают. Нам билетов не досталось, так что мы ездили на машине – это всего минут десять от центра города.

Та часть комплекса, которую можно увидеть снаружи, – это почти исключительно гостиничные здания и рестораны. Новый музей целиком находится под землей.

Тасманийские каникулы: MONA

В отличие от обычных музеев, MONA живет по собственным законам. Здесь нет привычных выставочных залов и табличек под картинами. Работы художников вписаны в сложную структуру здания – темные коридоры-ущелья, множество комнат, каждая со своим неповторимым, непредсказуемым миром. Но потеряться в этих подземных лабиринтах вам не дадут. При входе в музей посетителя экипируют ультрасовременным дивайсом вроде айпoда. Все, что вам нужно, – это время от времени тыкать в экран, обновляя данные о вашем местоположении, и умный приборчик показывает ближайшие к вам картины и скульптуры, а заодно гору инфы к ним.

Первый же объект привел меня в бурный восторг.

Тасманийские каникулы: MONA

Bit.Fall – работа немецкого художника по имени Julius Popp – это программируемый водопад, который берет случайные слова с новостных сайтов и переводит их в струи воды. Метафора проста: современный человек вынужден справляться с огромными потоками информации, которые на него обрушиваются. Но решение так изящно, что я незамедлительно ткнула в кнопку “Love” на своем электронном проводнике. Любое произведение, которое посетитель «Моны» встречает на своем пути, он может оценить по шкале «понравилось – не понравилось», а заодно узнать, сколько человек с ним согласны. По-моему, очень здорово придумано.

Тасманийские каникулы: MONA

Loop System Quintet, автор Conrad Shawcross

Современные художники часто обращаются к неоднозначным темам и вообще любят шокировать зрителя. Многие экспонаты нынешней выставки (которая, кстати, называется «Монанизм») помечены в электронной карте значком «Не рекомендуется к просмотру лицам моложе 15 лет». Положа руку на сердце, даже взрослого зрителя эти работы могут оттолкнуть. Показывать их тут я не буду, во избежание, но если соберетесь в этот музей сами – будьте готовы. Теоретически можно выбрать «безопасный» маршрут осмотра, чтобы избежать неаппетитных и провокационных работ, но мы этой опцией не пользовались.

Тасманийские каникулы: MONA

Untitled (Stool For Guard), автор Taiyo Kimura

Я уже говорила, что этот музей совсем непохож на обычный? Бредя по нему в полумраке, никогда не знаешь, что ждет за поворотом. Экспонаты свисают с потолка...

Тасманийские каникулы: MONA

и лежат под ногами...

Тасманийские каникулы: MONA

Инсталляции занимают целые комнаты – как, например, эта «Белая библиотека» кубинского художника Wilfredo Prieto.

Тасманийские каникулы: MONA

Некоторые из работ воздействуют не только на зрение и слух. Бельгиец Wim Delvoye создал «желудочно-кишечную машину», которая наглядно показывает работу пищеварительной системы человека.

Тасманийские каникулы: MONA

Машину «кормят» обычной едой, которая затем последовательно переваривается – со всеми, мнэ, вытекающими последствиями. Называется эта инсталляция Cloaca Professional. Что интересно, запахи, почти невыносимые в комнате, совершенно не проникают в соседние части музея: в дверном проеме висит невидимая завеса из теплого воздуха. Все продумано.

Еще одна инсталляция заманивает путника мягким креслом, а затем предлагает ему – ни больше ни меньше – совершить эвтаназию.

Тасманийские каникулы: MONA

Фото с сайта музея

После нажатия кнопки “Yes” автоматически приводится в движение поршень шприца, и текст на экране начинает бесстрастно комментировать процесс, отсчитывая секунды жизни.

Тасманийские каникулы: MONA

На мой вкус, это одна из самых сильных работ на этой выставке (My Beautiful Chair, австралийцы Greg Taylor и Dr Philip Nitschke).

Хотите что-нибудь повеселее? Не вопрос. За очередной дверью нас встречает разноголосый хор фанатов Мадонны, распевающих ее хиты с экранов.

Тасманийские каникулы: MONA

Candice Breitz, уроженка Южной Африки, живущая сейчас в Берлине, таким оригинальным способом иронизирует над поп-культурой как одной из разновидностей идолопоклонства. Инсталляция называется Queen (A Portrait Of Madonna).

Иронией проникнута и «Толстая машина» австрийского художника Erwin Wurm. Мишенью тут, как можно догадаться, является современное общество потребления.

Тасманийские каникулы: MONA

Среди авторов работ, представленных на выставке, – не только современные художники, но и признанные классики австралийского искусства. Я не большой любитель Сиднея Нолана, но его панорамная «Змея» мне понравилась. Она состоит из множества отдельных маленьких картин.

Тасманийские каникулы: MONA

Единственным нашим огорчением от визита стало то, что мы оставили на «Мону» слишком мало времени – всего полтора часа. Экспозиция очень большая: музей уходит под землю на четыре этажа, и многое у нас осталось неохваченным. Выставка продлится до июля, и какие из работ останутся в постоянной экспозиции, а какие нет – предсказать сложно. Но думаю, что музей будет интересно посетить в любое время.

Тасманийские каникулы: MONA

Из приятных бонусов – возможность сохранить свой визит в базе данных. Для этого надо забить адрес своей электронной почты в память айпoда-проводника, и потом на сайте музея можно будет восстановить свой маршрут и все объекты, которые на нем были. Вот так это выглядит (сверху – трехмерный план музея):

Тасманийские каникулы: MONA

Хобартская «Мона» – это, на мой взгляд, идеальный пример того, каким должен быть музей современного искусства. То, что делает большинство художников в последние несколько десятилетий, давно уже вышло за рамки привычных картин и скульптур, а значит, и демонстрировать эти работы нужно иначе. Честно скажу, я не могу назвать себя любителем искусства в том виде, в каком оно делается сейчас; но мне было безумно интересно в этом музее. И знаете что? Он бесплатный! Хотя бы поэтому грех не сделать крюк, оказавшись в окрестностях Хобарта.

И да, на материке вы не найдете ничего подобного: тасманийская столица уделала всех с размахом и блеском. Молодцы, что тут скажешь :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уже писала про дольмены, которые мы видели и в нашей стране, и в Европе. А теперь про другие мегалиты, которые попроще дольменов, но и древнее их, а именно про менгиры. Менгиры - вертикально поставленные огромные продолговатые камни. Больше всего их в Бретани, и название пошло от ...
В честь дня рождения Веры Алексеевны Директоренко родители отправились с ней и Марком в Сортавалу и её окрестности. Больше всего Верочке понравился ...
Отвечаю на ваши вопросы в эфире программы "Слово Делягина". Объясняю, почему Центральный Банк пробивает дно. https://www.youtube.com/watch?v=Me8d126HCtA ...
И все таки в зрелых женщинах есть что-то такое, что по особому притягивает. Особенно в юности хотелось именно таких, опытных богинь любви! ...
Была во времена позднего СССР такая песня Владимира Шаинского о нерушимой советско-немецкой дружбе, которую часто крутили по радио. А ровно 80 лет назад, 2 марта 1941 года, несмотря на то, что в Европе уже более полутора лет грохотала Вторая мировая война, в Лейпциге торжественно ...