Тасманийские каникулы: MONA

Маленькая и провиниальная тасманийская столица – это не то место, от которого стоит ждать разнообразия культурных впечатлений. Мрачные каменные склады вокруг старого порта, пестрый рынок по субботам и заснеженные вершины горы Веллингтон – вот визитные карточки Хобарта. Все это мы уже видели и не планировали в этот раз особо гулять по городу. А потом, разговорившись с попутчиками во время морского тура, случайно узнали, что в Хобарте только что открылся большой музей современного искусства. Мы тут же поставили его в программу – и не прогадали.

Музей старого и нового искусства (Museum of Old and New Art, сокращенно MONA) открылся лишь в январе этого года. Собственно, «открылся» – не совсем точное слово: часть его коллекций, собранная миллионером и меценатом Дэвидом Уолшем, демонстрировалась и прежде. Но затем музей был значительно расширен и перепланирован. Находится он в одном из северных пригородов Хобарта, на берегу реки Дервент. Несколько раз в день из Сити в музей ходит паром, но места в нем надо заказывать заранее, иначе их быстро разбирают. Нам билетов не досталось, так что мы ездили на машине – это всего минут десять от центра города.
Та часть комплекса, которую можно увидеть снаружи, – это почти исключительно гостиничные здания и рестораны. Новый музей целиком находится под землей.

В отличие от обычных музеев, MONA живет по собственным законам. Здесь нет привычных выставочных залов и табличек под картинами. Работы художников вписаны в сложную структуру здания – темные коридоры-ущелья, множество комнат, каждая со своим неповторимым, непредсказуемым миром. Но потеряться в этих подземных лабиринтах вам не дадут. При входе в музей посетителя экипируют ультрасовременным дивайсом вроде айпoда. Все, что вам нужно, – это время от времени тыкать в экран, обновляя данные о вашем местоположении, и умный приборчик показывает ближайшие к вам картины и скульптуры, а заодно гору инфы к ним.
Первый же объект привел меня в бурный восторг.

Bit.Fall – работа немецкого художника по имени Julius Popp – это программируемый водопад, который берет случайные слова с новостных сайтов и переводит их в струи воды. Метафора проста: современный человек вынужден справляться с огромными потоками информации, которые на него обрушиваются. Но решение так изящно, что я незамедлительно ткнула в кнопку “Love” на своем электронном проводнике. Любое произведение, которое посетитель «Моны» встречает на своем пути, он может оценить по шкале «понравилось – не понравилось», а заодно узнать, сколько человек с ним согласны. По-моему, очень здорово придумано.

Loop System Quintet, автор Conrad Shawcross
Современные художники часто обращаются к неоднозначным темам и вообще любят шокировать зрителя. Многие экспонаты нынешней выставки (которая, кстати, называется «Монанизм») помечены в электронной карте значком «Не рекомендуется к просмотру лицам моложе 15 лет». Положа руку на сердце, даже взрослого зрителя эти работы могут оттолкнуть. Показывать их тут я не буду, во избежание, но если соберетесь в этот музей сами – будьте готовы. Теоретически можно выбрать «безопасный» маршрут осмотра, чтобы избежать неаппетитных и провокационных работ, но мы этой опцией не пользовались.

Untitled (Stool For Guard), автор Taiyo Kimura
Я уже говорила, что этот музей совсем непохож на обычный? Бредя по нему в полумраке, никогда не знаешь, что ждет за поворотом. Экспонаты свисают с потолка...

и лежат под ногами...

Инсталляции занимают целые комнаты – как, например, эта «Белая библиотека» кубинского художника Wilfredo Prieto.

Некоторые из работ воздействуют не только на зрение и слух. Бельгиец Wim Delvoye создал «желудочно-кишечную машину», которая наглядно показывает работу пищеварительной системы человека.

Машину «кормят» обычной едой, которая затем последовательно переваривается – со всеми, мнэ, вытекающими последствиями. Называется эта инсталляция Cloaca Professional. Что интересно, запахи, почти невыносимые в комнате, совершенно не проникают в соседние части музея: в дверном проеме висит невидимая завеса из теплого воздуха. Все продумано.
Еще одна инсталляция заманивает путника мягким креслом, а затем предлагает ему – ни больше ни меньше – совершить эвтаназию.

Фото с сайта музея
После нажатия кнопки “Yes” автоматически приводится в движение поршень шприца, и текст на экране начинает бесстрастно комментировать процесс, отсчитывая секунды жизни.

На мой вкус, это одна из самых сильных работ на этой выставке (My Beautiful Chair, австралийцы Greg Taylor и Dr Philip Nitschke).
Хотите что-нибудь повеселее? Не вопрос. За очередной дверью нас встречает разноголосый хор фанатов Мадонны, распевающих ее хиты с экранов.

Candice Breitz, уроженка Южной Африки, живущая сейчас в Берлине, таким оригинальным способом иронизирует над поп-культурой как одной из разновидностей идолопоклонства. Инсталляция называется Queen (A Portrait Of Madonna).
Иронией проникнута и «Толстая машина» австрийского художника Erwin Wurm. Мишенью тут, как можно догадаться, является современное общество потребления.

Среди авторов работ, представленных на выставке, – не только современные художники, но и признанные классики австралийского искусства. Я не большой любитель Сиднея Нолана, но его панорамная «Змея» мне понравилась. Она состоит из множества отдельных маленьких картин.

Единственным нашим огорчением от визита стало то, что мы оставили на «Мону» слишком мало времени – всего полтора часа. Экспозиция очень большая: музей уходит под землю на четыре этажа, и многое у нас осталось неохваченным. Выставка продлится до июля, и какие из работ останутся в постоянной экспозиции, а какие нет – предсказать сложно. Но думаю, что музей будет интересно посетить в любое время.

Из приятных бонусов – возможность сохранить свой визит в базе данных. Для этого надо забить адрес своей электронной почты в память айпoда-проводника, и потом на сайте музея можно будет восстановить свой маршрут и все объекты, которые на нем были. Вот так это выглядит (сверху – трехмерный план музея):

Хобартская «Мона» – это, на мой взгляд, идеальный пример того, каким должен быть музей современного искусства. То, что делает большинство художников в последние несколько десятилетий, давно уже вышло за рамки привычных картин и скульптур, а значит, и демонстрировать эти работы нужно иначе. Честно скажу, я не могу назвать себя любителем искусства в том виде, в каком оно делается сейчас; но мне было безумно интересно в этом музее. И знаете что? Он бесплатный! Хотя бы поэтому грех не сделать крюк, оказавшись в окрестностях Хобарта.
И да, на материке вы не найдете ничего подобного: тасманийская столица уделала всех с размахом и блеском. Молодцы, что тут скажешь :)
|
</> |