Тарифы на тепло и премьер Шмыгаль
trim_c — 27.01.2021Это означает, что незначительные по размеру в 2020 году компоненты производственных и административных затрат стремительно выросли в 2021-м, хотя очевидных и объективных оснований для этого нет, — в названных выше городах они почти не изменились. Так что, вероятнее всего, экономисты ТКЭ в других городах эти компоненты искусственно «раздули».
Не забыли о себе, красивых, эти экономисты также, когда рисовали себе размер прибыли. Так, если в коммунальном «Киевтеплоэнерго» рост прибыли составил весьма скромные 8%, а в Днепре — вообще 0%, то в остальных городах — от 12 до 18% (см. табл. 1). Но есть и «хорошие» исключения: в Кропивницком размер прибыли увеличился на 86%, в Хмельницком — на 501% (в 6 раз), а в Каменце-Подольском — на 4900%, то есть в 50 раз!
Вследствие таких арифметических упражнений получаем интересную картинку, которая изображает динамику тарифов в 2020–2021 годах (см. рис. 2). В Днепре и Киеве (КП «Киевтеплоэнерго») рост мизерный — 5–8%, но если в столице его можно объяснить ростом стоимости топлива, то в Днепре оно, наоборот, подешевело. Также стоимость топлива уменьшилась в Одессе, Кропивницком, Николаеве, Львове и Каменце-Подольском, но стоимость 1 Гкал во всех этих городах увеличилась. Учитывая, что топливо является наибольшей компонентой в размере затрат, это выглядит просто парадоксально.
Из рис. 2 также следует, что рост тарифа пропорционален увеличению затрат на производство 1 Гкал только в Харькове, Сумах и на КП «Киевтеплоэнерго» в Киеве. В Одессе, Львове и Днепре процент роста тарифа также равен проценту увеличения затрат, но там имеет место уменьшение стоимости топлива, то есть следовало бы надеяться, что в этих городах тариф уменьшится, но этого не произошло.
В большинстве городов тариф повысился в пределах 5–18%, но есть свои лидеры: Черкассы — 21%, Чернигов — 24, Хмельницкий — 27, Каменец-Подольский — 34%. Однако всех переплюнули владельцы частного ООО «Евро-Реконструкция» (Дарницкая ТЭЦ в Киеве) — 48%.
Куда нас ведут поводыри…
А куда же смотрит национальный регулятор? Ведь здравый смысл подсказывает, что здесь имеют место откровенные (и наглые) прихоти ТКЭ — их владельцев или менеджеров. Государство Украина в лице НКРЭКУ должно отстаивать интересы своих граждан, однако видим, что на деле оно защищает интересы, то есть прибыли, естественных монополистов.
К чему приведет такая политика, очевидно: к кризису неплатежей, к увеличению задолженности, к росту социального напряжения. И тут невольно начинаешь искать логическое объяснение этой абсурдной политики… в теории заговора: а не готовят ли «слуги народа» во главе с главным «слугой» таким образом народ к «простым» решениям? Просто надо прекратить стрелять и просто покупать дешевый уголь, электричество и газ у… России. Снова в стойло к Большому Брату. Или у кого-то есть другие варианты?
А теперь давайте спокойно рассмотрим все данные, которые мы получили. Итак рассмотрена ситуация с теплом в 13 крупных городах. В стоимости тепла львиную долю занимает традиционно стоимость топлива. В 21-м по сравнению с 20-м оно подорожало в 6 городах а в 6 стало дешевле. При этом стоимость тепла подорожала всюду в том числе и там, где топливо подешевело. Подорожало за счет как явного так и скрытого (за счет липового раздувания расходов) роста прибылей произодителей-монополистов (в системе ЦО выбора поставщика нет, и все до единого поставщики являются монополистами). Рост тарифа весьма различен и почти всюду он не обоснован, т.к. тарифы растут и там где реальные затраты производителя на производство 1 Гкал суммарно ум еньшились.
В ситуации абсолютного монополизма контроль за тем, чтобы население не обдирали монополисты осуществлять должны два комитета НКРЭКП и АМКУ - мы видим как они его "осуществляли". Хотя фыормально они не подчинены исполнительной власти - НО... Премьер должен был увидеть что тарифы растут несообразно с ростом затрат, предвидеть что это вызовет взрыв возмущения с одной стороны и кризис неплатежей с другой - предвидеть и принимать меры.
Премьер Шмыгаль работла долго в энергетике а потом работал руководителем обладминистрации - а это значит, что со всеми изложенными проблемами он знаком не понаслышке -он прекрасно все видел, в этом просто не может быть никаких сомнений. Видел, но не предпринял ровно НИЧЕГО, чтобы предотвратить кризис. И не имеющего понятия об этом всем президента - тоже забыл проинформировать. В итоге создал идеальные условия для кризиса неплатежей. недовольства населения и стремительного падения рейтинга правящей партии и президента.
Можем к этому присоединить, что он заверял Раду, что деньги на выплату субсидий в полном объеме безусловно есть, и их хватит на первое полугодие точно, а при этом недоплаты по субсидиям приняли массовый характер.
Т.е. он скорее всего предпринимал эти действия вполне сознательно - он работал против партии и против Президента. И возникает вопрос - а на кого?
Не знаю я конспирологию не очень жалую. НО вот то, что он буквально работал против правящей партии и Президента у меня сомнений не вызывает.И мне просто интересно. какие сказки рассказывали последнюю неделю Зеелнскому о тарифном кризисе.
Но если он позволяет так себя надувать и не может в этом разобраться - его дни сочтены (разумеется ИМХО).
|
</> |