Тарасов-Родионов, "Шоколад"
ecoross1 — 15.03.2017 — Чего же вы теперь хотите? — произносит вслух Зудин.— Торжества революционной справедливости, больше ничего!
— Но разве такая существует?!
— Это мы посмотрим!
— Я убил сотню арестованных, — отчетливо отбивает слова Зудин, и его голос звонок, как медь, — и совершенно не считался с их виновностью. Разве вообще виновность существует? Разве буржуй виноват, что он буржуй, а крокодил виноват, что он крокодил?!
Небольшая, но знаменитая во время оно повесть. О первых годах ВЧК и расстрелах - кого, за что и для чего.
Пожалуй, лучшая вещь на эту тему. Сильно написано. Где-то даже пророческая - как в отношении самого автора, так и даже СССР в целом. Тем и ценная - что ни автор, ни читатели не знали, чем обернется.
Вызвала очень бурные отклики - от восторгов до "а что это тут за контра пишет?". Даже лично тов. Дзержинский написал, что "Был примерно такой случай, но обобщать не следовало". Причем был "не примерно такой", а именно такой и был, до деталей - с участием Дзержинского :). Только фамилия не Зудин, а Чудин.
У автора - классическая биография той эпохи: в партии с 1905 года, дважды вычищен, восстановлен при поддержке лично Сталина, подпоручик, начдив, следователь, писатель, полигон "Коммунарка".
Так это история ее создания и публикации (есть в сети). Написана она была в очень конкретный период времени и под конкретный заказ. И переиздавалась так же. И тогдашние читатели вполне могли понять намеки - что хотел сказать автор своим произведением.
Вот эта скрытая заказная политота уже постфактум снижает впечатление, но вещь все равно крайне интересная и поучительная. Попробуйте при случае - отличный снимок эпохи.
|
</> |