
Тарас Бульба, как сектант

В "Книжном клубе" сообщества


И в общем я высказал мысль, что Тарас Бульба в произведении -сектант. Он предатель идей православия и своей Церкви.
Основывался я вот на этом моменте.
И Потоцкий не красовался бы больше на шеститысячном своем аргамаке, привлекая взоры знатных панн и зависть дворянства, не шумел бы на сеймах, задавая роскошные пиры сенаторам, если бы не спасло его находившееся в местечке русское духовенство. Когда вышли навстречу все попы в светлых золотых ризах, неся иконы и кресты, и впереди сам архиерей с крестом в руке и в пастырской митре, преклонили казаки все свои головы и сняли шапки. Никого не уважили бы они на ту пору, ниже самого короля; но против своей Церкви христианской не посмели и уважили свое духовенство. Согласился гетман вместе с полковниками отпустить Потоцкого, взявши с него клятвенную присягу оставить на свободе все христианские церкви, забыть старую вражду и не наносить никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник не согласился на такой мир. Тот один был Тарас. Вырвал он клок волос из головы своей и вскрикнул:— Эй, гетман и полковники! не сделайте такого бабьего дела! не верьте ляхам: продадут, псяюхи!
Со мной поспорили, и высказали мысль, что как раз Тарас защищал православие в том числе от предающих его духовенства. Эта мысль была основана на том, что далее Гоголь пишет, что "Смутны стояли гетьман и полковники, задумалися все и молчали долго, как будто теснимые каким-то тяжелым предвестием. Недаром провещал Тарас: так все и сбылось, как он провещал. Немного времени спустя, после вероломного поступка под Каневом, вздернута была голова гетьмана на кол вместе со многими из первейших сановников"
Но Гоголь пишет, конечно, не о вероломстве священников. Это разные события. События под Каневом о которых пишет Гоголь произошли позже событий с гетманом Потоцким в местечке Полонном (по Гоголю), где духовенство и примирило казаков в поляками. А вероломство, о котором пишет Гоголь - это более поздние события предполагаемого предательства запорожского гетмана Павлюка. Правда Гоголь почему-то переносит их под Канево, наверное, как более знакового места последующих событий с сыном Хмельницкого. Да и рядом это всё - неподалёку от современных Черкасс.
Но невозможно ведь не восхищаться Гоголем, а?! Читаешь его произведения и люди, события, характеры -всё живое. В них буквально веришь. Невозможно представить, что к реальной истории всё это имеет весьма посредственное отношение, а описываемые события это сборная солянка из событий почти 300 (!) лет. Гениально!
|
</> |