Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

топ 100 блогов vartumashvili13.11.2019 Продолжение. Начало ЗДЕСЬ.

В двух километрах от съезда к крепости Ахиза река Артануджицкали делает крутой поворот. В этом месте скала на правом берегу имеет разлом, называемый Адским ущельем ("Чехеннем дереси"). Этот топоним, народный и древний, видимо, отражает представление древних жителей Артануджи о том, как выглядят ворота в Преисподнюю. Вопреки жаркому названию ущелье было известно своей пещерой, которую использовали в качестве холодильника. Мухаммад сам остановил машину у коричневого указателя, обозначающего достопримечательность, и кивком головы пригласил нас к осмотру. Ущелье небольшое, но при этом словно состоит из нескольких не похожих друг на друга залов. Достаточно повернуть голову, чтобы полностью сменить декорации. Секунду назад ты карабкался по камням в тесной пещере, а при взгляде наверх оказалось, что гладкие стены уходят на десятки метров вверх и словно нависают над тобой и вот-вот сомкнуться в купол, скрыв узкую полоску неба. Остановился отдышаться, оглядываешься, а перед тобой долина, кажущаяся огромной в просвете скал...

Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат


1. У Адского ущелья.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

2. Вход в Адское ущелье.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

3.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

4. Узкие проходы.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

5.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

6.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

7.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

8. Здесь наверняка свила гнездо благородная хищная птица.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

9. Взгляд назад.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

10.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

На Ютубе нашёлся и вид сверху.
https://youtu.be/Rxe2mYl--OM

Ардануч появился за очередным крутым поворотом дороги. Перемахнув пару раз с берега на берег, мы сразу же въехали в центр города - небольшой, тесный, но уютно притулившийся к набережной реки Артануджицкали. Неизменная для турецких городов мечеть оказалась немного в стороне, поэтому мы её увидели позже, когда поднимались к крепости. Не имея времени для основательной прогулки по городу, мы лишь сделали круг по набережной и, заметив кебабную и наскоро пообедав, двинулись дальше, оставив посещение старого города на обратный путь. До следующего приезда буду утешать себя мыслью, что в этой неосуществлённой прогулке я бы ничего интересного не увидел, поскольку вся застройка правого берега - современная (сто лет назад город заканчивался кладбищем на обрыве над левым берегом).

Наш путь пролегал по правому берегу Артануджицкали. В 15 километрах от Ардануча находится обширное селение Буланик, в прошлом носившее грузинское название Ахалдаба. В его центре перекрёсток, на котором мы свернули на северо-запад и по хорошей грунтовке стали двигаться в обратную сторону, но уже высоко над ущельем. Нас сопровождали потрясающие виды на окрестные горы, петляющую сбоку реки змейку дороги и деревни на противоположном склоне. Вечером, в тёплых оттенках заходящего солнца, здесь особенно красиво.

11. Склон противоположного берега Артануджицкали.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Вот и наша цель - церковь Эни-Рабат - показалась в кронах деревьев. На удобном ровном пятачке, словно специально оставленном природой для этой цели среди горных склонов, построено ещё несколько домов. Людей видно не было, но собака из ближайшего дома принялась грозно лаять, отгоняя непрошенных гостей. С тех пор как храм стоит здесь, всё в округе сменилось и неоднократно: народы, которым принадлежали эти земли, и тропы, которыми они передвигались. (Причём, народы не просто сменялись один другим, они перемешивались культурой и языком. Николай Марр описывает местных жителей-мусульман, носящих грузинские фамилии и турецкие имена, они говорили по-турецки, но их деды ещё помнили грузинский. При этом домашняя утварь, части домов и прочее в их языке сохранили грузинские названия. А проводник Марра, армянин из Артануджи, носивший армянскую фамилию и бывший католиком, не знал грузинского языка, в то время как его отец говорил и на грузинском и на армянском, а дед только на грузинском.) Не удивительно, что церковь утратила своё оригинальное название. Армяне, жившие здесь столетие назад и пользовавшиеся храмом, называли своё селение Норашен, т.е. "недавно выстроенный", они же утверждали, что обжили это место лишь в первой половине XIX века. Некоторое время исследователи ошибочно идентифицировали Эни-Рабат с основанным Григолом Хандзтели монастырём Шатберди, но впоследствии отказались от этой идеи. Порой церковь называют именем соседней деревни Ахалдаба, и, возможно, это название верное, но турецкое "Эни-Рабат" прочно укоренилось в источниках.

12. Соседский пёс.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

13. Эни-Рабат.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

14.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

В прошлом ущелье Артануджицкали, по дну которого проложена современная автомобильная дорога, было непроходимо от посёлка Квемо Чиркиси до Ахалдабы, поэтому Николай Марр подошёл к церкви сверху, со стороны гор. Он упоминает разрушенные ворота, бывшие частью несуществующих к тому времени построек, служивших для защиты храма. Где-то на его пути стояла когда-то и крепость, развалины которой он видел. Учёный оставил довольно подробное описание храма: "Здание не тронуто, никаких переделок или пристроек, сохранилось в общем хорошо, с куполом совершенно нетронутым. Новые лишь две армянские надписи, одна на фасаде западного крыла, другая на фасаде южного крыла". Среди прочих фрагментов Марр прочитал короткую надпись на грузинском "эта церковь", бывшую, должно быть, частью целого предложения. "Следы росписи сохранились местами до сего дня; так - над парою окон на южной стене заметны ясно в ряд три ореола трёх святых или трёх ангелов". Прошедшее столетие, самое неспокойное из всех, здание церкви в целом перенесло без серьёзных потерь, главное - сохранив купол в неизменном виде. Исчезли многие из облицовочных камней, возможно, будучи использованными при строительстве домов в этой и соседней деревнях. Но ни упомянутых фресок, ни надписей нам уже увидеть не суждено. Нет более и каменных крестов, некогда прислонённых к стене церкви; как строительный материал они едва ли могли сгодиться, но, кто знает, может, пополнили фонды какого-нибудь краеведческого музея.

15.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Возведение Эни-Рабат относят к началу или середине XI века. В архитектурном плане примечательны декоративные колонны с арками с каждой стороны, которые рядами опоясывали всё здание. К сожалению, облицовочный камень, которым были выложены колонны и арки, отсутствует во многих местах, и представить как всё смотрелось изначально и с какой целью было сделано так, а не иначе - сложно. Некоторые камни были перемещены во время имевшей место в глубоком прошлом реставрации, следы которой ясно заметны на западном фасаде. В хорошем состоянии сохранились орнаменты вокруг окон с южной и западной стороны. И совсем ничего не осталось от прочих построек: придела с южной стороны, часовни и церковной ограды. В начале прошлого века следы их фундаментов и фрагменты стен ещё можно было видеть, но в наши дни всё выравнено и покрыто аккуратной травой. Впрочем, если войти внутрь, то становится очевидно, что уровень пола был ниже, соответственно и снаружи слой земли выше, чем раньше и, возможно, под ним скрывается что-то интересное, способное пролить свет на то, какие ещё здания составляли церковный комплекс.

16. Северная стена.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

17. Северо-восточный угол.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

18. Окно в западной стене.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

19. Два окна в южной стене.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

20. Окно в куполе.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

21. Заложенный проём с запада.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

22. Следы реставрации, в ходе которой камни, служившие колоннами, оказались не на своих местах.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

23. Стены, лишённые облицовочного камня.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

24. Борджгали - один из древнейших грузинских символов.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Поскольку возможности любоваться мастерством художников, работавших над утраченными фресками, нет, можно оценить работу каменщиков. Во многом благодаря их мастерству эти стены простояли тысячу лет. Особенно поразительна сохранность купола, на котором даже имеются большие островки штукатурки.

25. Общий вид. Купол, алтарная часть и южная стена с двумя окнами.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

26.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

27. Алтарная часть с двумя ризницами по бокам.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

28. Ризница.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

На мой взгляд Эни-Рабат - один из самых фотогеничных храмов из виденных мной в восточной Турции. К нему не примыкают дворы и заборы, он не используется для хозяйственных целей. Он просто стоит слегка в стороне, гордо и одиноко, вне времени. Ветхий, но живой.

29. Один из домов у церкви.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Сделав кратковременную остановку над ущельем для фотографирования, мы помчались в Артануджи. К тому времени солнце коснулось гор на противоположной стороне, окрасив всё золотом. Хотелось задержаться, насладиться этой красотой, но уже стало очевидно, что времени на осмотр древней крепости практически не осталось.

30. Над ущельем реки Артануджицкали.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

31. Кирилл и Алина.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

32. Наш водитель.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

33. Хозяйство на противоположном склоне ущелья. Выглядит древним.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Небольшой район и без того миниатюрного городка Ардануча на крайнем его западе, у подножия отвесной скалы, и являлся столицей грузинского государства в кратком историческом разрезе. Как я уже упоминал в первой части, крепость в Артануджи появилась в V веке благодаря царю Вахтангу Горгасали, обнаружившему "скалу в центре Кларджети, а там и деревню" (существует мнение, что крепость была, а царь лишь укрепил и перестроил её). То, что автор «Жизни Вахтанга Горгасала» называет "деревней", возможно, являлось городом Артаниссом, отмеченным в числе населённых пунктов Иберии Птолемеем во II веке. Турецкие источники пишут, что Артануджи был в составе древнего царства Урарту и был разграблен скифами в 7-м веке до нашей эры. Марван II ибн Мухаммад, прозванный грузинами за проявленную жестокость "кру" ("глухим") разрушил крепость в 734 году - это событие и последующее прибытие в Артануджи царя Ашота Курапалата описаны у Сумбата Давитис-дзе в "Истории и повествовании о Багратионах". Ашот из Династии Багратиони был эриставом (~ герцогом) Картли, провинции Тбилисского эмирата, как называлось в то время оказавшееся в подчинении у арабов грузинское государство: "Ашот курапалат властовал в стране сей и местом его пребывания были Бардав [Барда, город в современном Азербайджане] и Тбилиси, и принадлежала ему область вокруг них". Не выдержав арабских притеснений, Ашот бежал с небольшим отрядом "коренных жителей (и были они) с семьями и детьми" в южную Грузию, откуда были родом его предки. У озера Паравани произошло сражение, во время которого его отряд чудесным образом разбил большое арабское войско. Дальше они "отправились и прибыли в Шавшетский хеви [ущелье или административная единица]. А хеви Шавшетский, за исключением нескольких селений, тогда не был заселен, ибо опустошился во времена владычества персов, когда глухой из Багдада сокрушил все крепости и прошел по Шавшети и Гадони [гора]. А вслед за этим повальный понос [имеется в виду чума] истребил (население) Шавшети, Кларджети и лишь немногие из жителей остались в некоторых местах. А оставшиеся жители Шавшети с радостью и любовью отнеслись к нему и обосновался он там. [...] (И этот Ашот курапалат) обнаружил в Кларджети в лесу скалу одну, где впервые Вахтанг Горгасал воздвиг крепость по имени Артануджи. Была она разорена глухим из Багдада. Восстановил ее Ашот и выстроил вновь крепость, а перед крепостью, у ее подножия, построил город. Внутри крепости воздвиг церковь святых апостолов Петра и Павла, и уготовил там же усыпальницу свою, и обосновался на жительство в той крепости". С этого момента Ашот I Великий - родоначальник династии грузинских царей (в их числе и двух цариц - Тамары и Русудан) Багратиони. Всего его отпрысков, возглавлявших престол как объединённого государства, так и его независимых частей в периоды раздробленности, будет около 150 человек в течении следующих без малого тысячи лет, до присоединения Картли-Кахетинского царства к Российской Империи и упразднения монархии.

34. Григол Хандзтели, Ашот Курапалат и Вахтанг Горгасали
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат


Прибыв в Артануджи, Ашот Курапалат стал правителем в то время, как многие образованные грузины искали лучшей жизни за границей - на Синае или Афоне, а самые способные военачальники служили в византийской армии. Взявшись за дело возрождения опустошённого края, не мог он не встретиться с тем, кто шёл к тому же результату, но с другой стороны, с Григолом Хандзтели, самым известным духовным служителем Тао-Кларджети. Оба, безусловно, являлись яркими личностями, и друг без друга результат их трудов был бы не столь впечатляющим. Дела их шли параллельно, вытекая одно из другого, и, накладываясь, многократно усиливались. Правитель одаривал Хандзтели землями и дарами, последний же употреблял их на славу, основывая монастыри и храмы, при которых велась просветительская деятельность. Об отношениях власти духовной и власти светской, о влиянии их лидеров (оба впоследствии будут канонизированы) друг на друга говорит один интересный факт, изложенный в «Житии Григола Хандзтели»: "(Ашот) привел в крепость распутную женщину, с которой грешил, так как демон любви очень разжигал его. У него раньше не было этого в нраве, но его одолел злой грех. Услышав о таком деле, растлевавшем душу, блаженный Григорий сильно огорчился. (И) лично стал обличать властителя. Тот дал слово оставить грех и отпустить женщину туда, откуда он ее привел, но властитель не имел силы остаться верным слову, так как был порабощен страстью. Блаженный Григорий улучил время. В один прекрасный день, когда курапалат был в далекой стране, он отправился из Шатберди в Артануджи". Хандзтели провёл беседу с "вторгшейся между мужем и женою", дал ремень от своих сандалий, которым она опоясалась, и лично проводил к некоей блаженной Февронии в местечко Мере. Ашот, узнав об этом, побывал у Февронии, пытаясь хитростью вернуть ту женщину, но был устыжен и "уразумел свой позор".

35. Вид на крепость и город у подножия скалы. Источник: Википедия.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Проехав современный Ардануч и оказавшись на другом берегу, мы серпантином поднялись вверх и остановились на небольшой площади. Нижняя часть древнего города тоже когда-то была окружена крепостной стеной. Ворота в ней и некоторые фрагменты кладки Николай Марр описал подробно, но сомневаюсь, что от них что-либо осталось. Пройдя между домами, мы вышли на тропу, поднимающуюся вверх по склону к скальному обрыву. Тропа привела к первым каменным стенам верхней крепости и железной лестнице, ведущей на вершину. Если приглядеться к старой части Ардануча, то можно заметить дорожные укрепления и даже целые отдельные постройки, выложенные схожим камнем. Часть этих построек может быть ровесником крепости, во всяком случае периода правления Ашота и его ближайших потомков, а часть могла появится позже из разобранных крепостных стен. От крепости мало что осталось. Самое внятное - стена с аркой у входа, всё остальное разрушено настолько, что даже не прослеживается первоначальный замысел архитекторов. Наиболее цельно выглядит юго-западная стена. Но подниматься на крепость имеет смысл в любом случае. Если не ради того, чтобы почтить память основателей, то уж точно за открывающимися видами. Для начала видом в сторону артвинской дороги и Адского ущелья. Скала здесь практически отвесная, ограждений никаких, и сильный порывистый ветер норовит скинуть вниз. Вид на Артануджи тоже не назовёшь обычным: здесь и город как на ладони, и старая его часть, хаотичная, с жестяными крышами, и новая, за мостом, расчерченная на прямоугольные отрезки. От города во все стороны волнами поднимаются горы, и ровно середину этого вида по диагонали перечёркивает скальный обрыв. Визуально это сильное место, и, стоя у края обрыва, можно дать свободу фантазии и представить огромный Тбилиси, выросший в этом ландшафте. В реальность возвращает карикатурный портрет Ататюрка, установленный на крепости.

36. Подъём (снято на обратном пути).
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

37. Вид в сторону Адского ущелья.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

38.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

39.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

40. Вид на Артануджи. Посередине кадра у края обрыва развалины соборной церкви.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

41. Фронтальный вид. Перед мостом кладбище, но древних могил, которые могли бы принадлежать выселенным армянам, со стороны не видно.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

42. Миниатюрный центр современного Ардануча.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

43. Горящий по ночам портрет Ататюрка.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

Как я уже упоминал, жизнь Ашота Курапалата оборвалась трагически. Во время сбора войска для борьбы с арабами, царь был предан и убит. "Мёртвого Ашота курапалата взяли и предали земле в его усыпальнице, в крепости Артануджи, в церкви святых апостолов". По поводу церкви существует путаница. Сумбат Давитис-дзе ясно указывает в своей летописи место усыпальницы: в крепости, вне города. Но церковью святых апостолов Петра и Павла часто ошибочно называют соборный храм, находившийся в нижнем городе у обрыва. Он был сложен из камней колоссального размера (самый большой - около двух метров в высоту и трёх в ширину), что, впрочем, не спасло его от уничтожения, а о том, что могучие стены были растасканы свидетельствует факт отсутствия этих самых камней. Николай Марр оставил подробное описание храма и его снимки. Но к сожалению, уже тогда он был в руинах. Вероятно, строительство велось в IX-X вв. Для того, чтобы разровнять площадку была срезана скала. Марр предположил, что, возможно, храм был перестроен из более раннего сооружения, на что указывали различия в кладке отдельных стен.

Церковь-усыпальница царя Ашота, построенная при нём и для него, очевидно, находилась в верхней крепости. От неё мало что осталось, но поскольку обвалившиеся стены и купол не расчищались, то кто знает, что можно обнаружить под завалами? Как минимум уцелевшие фрагменты стен, а как максимум - нетронутое захоронение. Последнее, скорее всего, даже не сохранилось, но чтобы узнать это наверняка, нужно проводить полноценные раскопки, а интерес к этому, как общественный, так и научный, пока ещё слишком слаб. А завал здесь чуть ли не до уровня купола... За церковью у каменных валунов вырытая ниша неясного назначения и - недалеко - типовой резервуар для хранения воды. Можно найти фрагменты керамики. Вот и вся столица! Стоит отметить, что в Артануджи была ещё третья церковь, перестроенная в мечеть в 1553 году, и, возможно, сохранившаяся до наших дней. У её входа имелся камень с надписью древнегрузинским письмом.

44. Соборная церковь Артануджи.
Артануджи

45. Церковь святых апостолов Петра и Павла - усыпальница царя Ашота.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

46.
Тао-Кларджети: По дороге к древней столице, часть II: Адское ущелье, Эни-Рабат

47. Православные бывают здесь, но очень редко.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Относительное затишье на юго-востоке Украины с лихвой компенсируется за счет ряда прогремевших терактов в районах страны, которые принято считать мирными. В течение последних пары месяцев регионы, свободные от действия АТО, буквально лихорадит. Более 10 взрывов на объектах городской инфрас ...
Пересмотрев вчера фильм "Сатана ликующий" в версии телеканала "Культура" с отличным музыкальным сопровождением я решил поднять свою оценку до 9 баллов. Поэтому дополнительно включу эту картину в число лучших российских кинолент за всю историю, где уже будет 11 экранных работ Протазанова. ...
Смертей и осложнений от вакцинации тысячи, их скрывают — интервью Причин сокрытия масштабов реальной смертности от ковид-вакцин значительно больше семи, конечно же, и многие из них лежат на поверхности, от коррупции чиновников при власти, тесно связанных с большим бизнесом ...
Это пишет та самая "муравей", разоблачительница и покровосрывательница. И хоть она меня регулярно разоблачает и поливает дерьмом - она не враг ни мне, ни вам. Это просто параллельный фронт, пророссийский, что важно. Побольше бы таких. На самом деле, пост предсказуемый на 90% (10% я о ...
Художник Олег Анатольевич Чиженков родился в 1963 году в Шумерле, учился живописи у известного народного художника Г. Евграфова. Несколько лет жил и работал в Санкт-Петербурге, и ...