Таможенный Союз: что изменилось для простого гражданина?
rust2008 — 01.07.2011 Этим вопросом я задаюсь уже почти полтора года. Но ответа никак не могу найти!Итак, сегодня 1 июля 2011 года. С сегодняшнего дня положения соглашения трех стран - Белоруссии, Казахстана и России - о Таможенном Союзе вступает в полную силу. В частности, ликвидированы таможенные посты на внутренних границах. Только вот вопрос: а что это принесло простому человеку? К сожалению, в ближайшее время у меня не запланированы поездки в Омск - пересечение границы именно на автотранспорте (а еще на ж/д) дает полное представление о том, что творится на этой самой границе и выполняются ли все требования союзного законодательства. Только так можно это и проверить.
Сейчас я обосную свой скептицизм по этому поводу.
1 июля 2010 года Таможенный союз вступил в силу. Не целиком и полностью, но вступил. Было ликвидированы таможенные процедуры при пересечении товара с территории одного государство-члена Таможенного Союза на территорию другого государства-члена Таможенного Союза. Это значит, что если Покупатель был, например, из России, а Продавец из Казахстана, то при перемещении (купле-продаже) товара от Продавца к Покупателю не было необходимости к экспортной таможенной очистке на территории Продавца, в таможенной процедуре в пограничной зоне и в импортной таможенной очистке на территории Покупателя.
С точки зрения бизнеса это, естественно, жирный плюс. Заявляю это как человек, работающий в сфере и курирующий деятельность компании по товарообмену между Россией и Казахстаном (о, как загнул про свою работу! ). Раньше целый день (а то и два) уходило на таможенную очистку товара в России, по пути в Казахстан товар мог застрять на границе на несколько дней (в зависимости от способа доставки) плюс еще день-два на таможенную очистку в Казахстане. Ну, и денежное выражение всего этого - таможенные пошлины. В общем, все это ушло в прошлое.
Но что 1 июля 2010 года изменилось в жизни простых граждан? Думаю, на моем личном примере можно рассмотреть эти самые изменения, ведь я - человек, который лично не таскает через границу товар, соответственно, я простой гражданин России, пересекающий границу. При этом рассмотрим пересечение границы автомобильным транспортом (я обычно пересекал границу таким способом по автотрассе Омск - Павлодар, таможенные посты "Урлитобе" (казахстанская сторона) и "Ольховка" (российская сторона), так как воздушный способ пересечения границы весьма и весьма автоматизирован и по причине большого пассажиропотока обычно упрощен.
Итак, изменение №1. При выезде из Республики Казахстан в Российскую Федерацию гражданину Российской Федерации до 01.07.2010г. требовалось заполнить таможенную декларацию. Бумажка, надо сказать, весьма и весьма условная, заполняется за минуту, возможно, даже в присутствии сотрудника таможни. Причем стоит отметить, что один раз я опаздывал на авиарейс в Москву (придется все-таки привести в пример авиацию), естественно, не заполнил декларацию. Так меня таможенники пропустили безо всякой декларации, я перед ними положили пустой бланк, даже не заполнив графу "ФИО". Это было в далеком 2009 году, и я понял, что таможенная декларация между Россией и Казахстаном вещь весьма и весьма необязательная.
Так вот, с 01.07.2010г. отпала необходимость заполнения гражданами России таможенных деклараций. Впрочем, по моему личному мнения, от этого не стало ни холодно, ни жарко. Особых неудобств заполнение бумажки лично мне не приносило.
Идем дальше. Изменение №2. Упс! А изменений-то с 1 июля 2010 года больше не было!!!
Поясняю.
Выезжаю я, например, 1 февраля 2011 года из Казахстана. Рейсовый автобус "Павлодар-Омск", около 30 пассажиров. Въезжает автобус на территории пограничной зоны со стороны Казахстана. При въезде в пограничную зону (перед тем, как поднять шлагбаум и пропустить автобус) заходит в салон пограничник, считает количество "голов" в салоне, сверяется с путевой ведомостью водителей (обычно все в порядке) и дает добро на въезд. Дальше мы останавливаемся непосредственно возле здания погранично-таможенного поста "Урлитобе" (Казахстан). Заходит очередной пограничник, проверяет у каждого наличие документов. После этого заходит другой пограничник с немецкой овчаркой (в большинстве случаев) или любой другой собачкой, которая начинает усиленно обнюхивать пассажиров на предмет, очевидно, наркотиков. Обычно, наркотики почему-то не находятся, собачка разочарованно покидает салон автобуса. В отдельные дни вслед за овчаркой заводят еще какое-нибудь более мелкое животное семейства собачьих, но, опять же, результатов нет.
После этого водитель
Итак, мы в здании. Здесь тепло,
Стоят несколько пограничников, внимательно смотрят и выявляют
1. До 01.07.2010г. В здании поста стоит специальный терминал (как в аэропортах) - ставишь свой багаж на этот терминал, его "сканируют", пошел дальше. Если
2. После 01.07.2010г. Терминалы все так же стоят в здании. Но они отключены. Теперь стоят два-три пограничника, к которым каждый пассажир должен подойти (не ко всем, а к одному из них в порядке живой очереди) и предъявить свой багаж. То есть, если раньше, до 01.07.2010г. все было цивилизованно, багаж пропускали через специальный терминал и изредка выборочно могли кого-то "шмонать", то с 01.07.2010г., когда, по идее, все должно было упроститься, стали "шмонать" всех подряд. Что, естественно, не ускоряет процесс прохождения границы. Причем пограничники так усердны и так сильно хотят найти запрещенные предметы у пассажиров, что досмотр особенно затаренных сумками и чемоданами проходит довольно долго.
Внимание, вопрос! С 01.07.2010г. был упрощен пограничный режим между Россией и Казахстаном, а как это коснулось простых граждан??? На моем личном опыте - совершенно никак!
Дальше очередь продвигается, мы проходим паспортный контроль. Граждане России должны предъявить паспорт и миграционную карту, а граждане Казахстана только паспорт (или удостоверение личности - очень удобно, кстати!).
Затем мы снова садимся в
Дальше около 10 метров территории, которая как бы никому не принадлежит. То есть, это уже не Казахстан, но еще и не Россия.
Въезд в таможенную зону Российской Федерации сопровождается почти такими же процедурами. То есть: закрытый шлагбаум, пограничник в салоне автобуса, пограничник из салона автобуса, открытый шлагбаум. Далее подъезжаем к "зданию" таможенного поста "Ольховка". Слово "здание" в кавычках, потому что по сравнению со зданием погранично-таможенного поста Казахстана, российское "здание" - это шалаш. По сути, это утепленная будка. Собаки на территории российской пограничной зоны не водятся, поэтому нас сразу "приглашают" на паспортный контроль. Люди выходят из автобуса, но здания как такового нет: в этой будке сквозной коридорчик длиной не более трех метров, куда по одному человеку должны заходить все пассажиры. Мороз 40 градусов, жара 45 градусов, ливень, метель, ураган - неважно, нужно стоять в очереди, чтобы пройти паспортный контроль. Кто-то начинает возмущаться?! А чего вы возмущаетесь?! Это же Россия, б...дь!!!
Кстати, на паспортном контроле граждане России предъявляют только паспорт, а граждане Казахстана уже паспорт (или удостоверение личности, в России оно тоже действует) и заполненную миграционную карту.
Итак, паспортный контроль пройден, пассажиры, прошедшие заветное действо, спешат усесться в автобус, чтобы укрыться от мороза (жары, ливня, снега, ветра - нужное подчеркнуть). Бабушки-старушки успокаиваются, думая, что мытарства на этим заканчиваются. Но не тут-то было.
Автобус заводится и отъезжает, но чтобы остановиться через пять метров. Здесь всех пассажиров выгоняют на улицу, заставив взять с собой все вещи, в том числе, и из багажного отделения автобуса. Пассажиры строятся
Наконец, дают команду
Что до 01.07.2010г., что после 01.07.2010г. - для простых граждан, пересекающих границу, ничего на российской стороне пограничной зоны не изменилось!
Особое место здесь занимает туалет. Обычно автобусы делают остановки в соответствующих местах - и до границы, и после границы. Но в дороге, простите, мало ли может случиться! Ну, так вот, туалет здесь есть. Правда, обычно не рекомендуется туда ходить, потому что: а) могут подумать, что вы хотите "просочковать" пограничные процедуры; б) вы действительно можете что-то пропустить. К тому же до него идти метров 50, не меньше. Но однажды в какой-то из летних своих поездок автобус не сделал предварительной необходимой остановки, поэтому почти всем пассажирам пришлось воспользоваться "услугами" пограничного туалета. Пошел туда и я. Боже! Я, родившийся и выросший в российской глубинке, повидал немало туалетов, были среди них плохие, вонючие, ужасные, разваливающиеся, но этот туалет сочетал в себе все плохое, что я повидал! Вонь стояла страшная, зайти туда практически было невозможно, наверняка, прекрасное место для разведения всевозможных инфекций, болезнетворных бактерий, микробов и прочей заразы! Господину Онищенко, вместо того, чтобы проверять аэропорт Домодедово, следовало бы заняться своими прямыми, санитарно-гигиеническими обязанностями!
Сомневаюсь, конечно, что сами пограничники этим пользуются. Там зимой невозможно...
В общем, я отклонился от темы.
Еще отдельно я хотел бы выделить проблему транспортного транзита. На примере Казахстана.
Ездил я в мае в командировку в Усть-Каменогорск. Из-за неудобных стыковок авиарейсов поехал я на поезде. Поезд казахстанский (естественно!), едет строго по территории Казахстана до города Семей. Потом, проехав еще определенное количество километров, выезжает за пределы Казахстана, то есть, в Россию, проезжает определенное количество километров по России, а затем вновь въезжает в Казахстан. Ну, такой железнодорожный путь прокладывали в свое время в СССР, не думали, что будут отдельные страны. За двадцать же лет независимости Казахстан не стал
Чем это чревато для простого пассажира?
После Семипалатинска (сейчас город называется Семей) следуют несколько мелких станций с двухминутными стоянками. Затем поезд прибывает на пограничную станцию Аул, где стоит минут 40. Для поезда это пограничная выходная станция. По составу ходят пограничники с собаками, проверяют документы, "шмонают" с переменным рвением и упоением. Наконец, поезд отправляется, но через полчаса останавливается на очередной пограничной станции - Локоть, для поезда это входная российская пограничная станция. Снова 40 минут, снова повторение пограничного сценария. Далее выходная российская пограничная станция Третьяково, все тоже самое. И, наконец, Шемонаиха - входная пограничная казахстанская станция.
Итак, четыре пограничные станции, четыре раза досматривают/шмонают/проверяют/контролируют (по пути "туда" я ехал в купейном вагоне - шмонали по полной; обратно ехал в вагоне "люкс" - досмотрели всего один раз). Бедные казахстанцы, чтобы добраться из одной части своей страны в другую (надо сказать, одну из самых живописных - здесь начинается Алтай), вынуждены проходить многократный пограничный контроль. Но, самое главное, на это "убивается" столько драгоценного времени!!! Почти 3 часа на стоянки!!! Не считая времени прохождения пути. И получается так: из Семея на автобусе/машине можно добраться до Усть-Каменогорска максимум за 4 часа. А на поезде... более 10 часов! Только из-за того, что на пути следования - граница! Наверное, из-за этого на станции Семей поезд практически пустеет. А кому охота потерять 6 часов времени - считай, весь световой день?! Да и к тому же, кому охота проходить каждый раз проверку -
И такое было и до 01.07.2010г., и после 01.07.2010г. Что изменилось для простых граждан с вводом в действие положений Таможенного Союза? НИ-ЧЕ-ГО!!!
Изменилось ли что-то сегодня, 1 июля 2011 года?! Я надеюсь! Хотя сомневаюсь! Миграционное оформление точно не убрали между Россией и Казахстаном. А без этого ликвидация шлагбаума на границе стран для простого гражданина не имеет совершенно никакого значения!