Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

топ 100 блогов drugoe_kino30.09.2018
Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

На экраны вышел новый фильм Джейсона Райтмана «Талли» с Шарлиз Терон в главной роли.

Сложно анализировать фильм «Талли». С одной стороны – он слишком уж прост. С другой стороны, — он абсолютно однозначен. Он не плохой, но заурядный, «один из...». Такие фильмы потом отлично ложатся в различные дайджесты и топы не первой важности. Ложатся как в братскую могилу: топ-10 фильмов о материнстве. Топ-8 фильмов о многодетных семьях. И прочее подобное. «Талли» - бесхитростное, как неразумный ребенок, кино. А к детям плохо относиться нельзя. И глупыми их тоже называть нельзя. В этом и сложность.


Если рассматривать фильм сугубо с социальной точки зрения, то «Талли» - фильм полезный. После просмотра выйдешь на улицу, глянешь на усталых женщин с ребенком под рукой – и вольно-невольно проснется к этим женщинам сочувствие. Это такой слабый, но все же антидот от упрощенного взгляда на человека и циничного юмора в духе «Яжемать».  

Не вредно будет и взглянуть на традиционную семью с точки зрения, предлагаемой режиссером. Он и не бичует вроде никого, плохих у него в фильме нет, но женщину – как сегодня и положено – он изображает с почтением и уважением, а вот на мужичке отрабатывает свой комедийный талант. 

Отец семейства, голова, каменная стена – это все усталый, играющий в игры на приставке человек с непонятной профессией. Он мало что замечает вокруг себя, почти ничем не может помочь. Конечно, у любого зрителя появится вопрос: а зачем вообще подобное сосуществование нужно, что в нем хорошего? 

Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

Хоть Райтман в конце фильма и снимает свой же острый вопрос призванной на помощь мудрой любовью, но от данного в фильме образа буксующей, перепрелой семьи так просто не избавиться. Вот к этому состоянию должен прийти человек, объединившись с другим в брак? Это и есть сакральная семья?

Полезно иногда и ткнуть нашего ханжеского зрителя в нормальное изнашивающееся человеческое тело. Отечественные зрительские киноделы у нас пока на эту тему умеют рассуждать только через хи-хи, гиперболизируя, отказываясь от серьезного разговора. Есть стандарты красоты, а есть те, кто этим стандартам не соответствует. Они тоже хорошие, морализаторствуют киноделы, но смешные такие, нелепые. По-взрослому о теле в российском по крайней мере зрительском кино говорить не привыкли. «Талли», может, и научит чему-нибудь. Впрочем, и вся телесность «Талли» тоже не лишена журнального налета: лишнего режиссер показать себе не позволяет.

Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

Какая робкая, целомудренная и в тоже время вульгарная сцена секса. Тут уж можно было бы разгуляться на тему телесности, исследовать человеческое тело в действии – но вместо это режиссер ограничивается шутками про костюмчик официантки. Глянцево и неизобретательно. 

А дальше, после социального, нужно разобрать и эстетическую сторону этого фильма. Здесь все хуже. Это как бы бытовой реализм, но бытовой реализм все же отмытый, продезинфицированный. То есть, вообще-то, и не реализм никакой и уж точно не бытовой. Игра в поддавки. Режиссер редко и робко заходит на территории, которые он взялся осваивать. О теле говорит парой крупных планов: грудь, живот, синяки под глазами. О сексуальном – в проброс, через усмешку. О расчеловечивающем аде быта пытается подобрать слова и кадры первые полчаса, но после ударного вступления из очертаний ада выныривает к оптимистическому тезису о том, что все поправимо. Все поправит Талли.

Кто такая Талли? Тут тоже никакого поля для маневра режиссер и сценарист не оставляют. Талли – образ однозначный.

Сексуальная, активная, заботливая, прогрессивная. Много знает, много делает, имеет несколько партнеров. Не прочь потусить. Но худенькая умница еще не знает жизни. Как узнает – сразу весь ее прогрессивный фасад пообвалится. Так мыслит дуэт режиссера и сценариста. 

Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

И кино в конечном счете кажется уже устаревшим, простым везде, где можно сделать просто. Сценарий – обычный прогон традиционной программы с преображением героини и финальным снятием конфликта. Хорошо для сценарных учебников, вторично, похоже на «Крамера против Крамера» (и так же скучно). Идеальное кино для незапланированного просмотра по телевизору, если кто-то еще использует телевизор таким образом. Случайно пойманное вечером трудового дня для созерцания спиной, под рутинные дела – оно сработает в полную силу: наивное, но, как говорят, теплое, обнадеживающее. Утешит, а взамен ничего не потребует. Потому как все здесь азбучно просто.

Прост метод Шарлиз Терон – набрала веса, загримировалась, изобразила многодетную мать, а потом, когда появилась Талли, стала выглядеть лучше. Всем комфортно: и зрителю, и режиссеру. Сумерки убогой жизни рассеиваются внутренним сиянием суперзвезды. 

Прост финальный переворот, проста финальная мораль. Социальное в конечном счете здесь тоже сводится к проповеди любви, то есть уходит от своей социальной злободневности в сторону моральных рассуждений, и предлагает рецепт всеобщего согласия и понимания. В рамках фильма – терпимый ответ, а в общем-то – банальность. 

Сама сюжетная рамка собрана из устарелых запчастей и подогнана по самым обычным схемам. Финальные события – детальки из сценарного конструктора. В нужный момент на авансцену выйдет божок на машине, а сюжет предсказуемо развернется на 180 градусов. Зритель, правда, догадается раньше. 

Талли (реж. Джейсон Райтман, 2018)

Можно советовать смотреть этот фильм в рамках просветительской программы: человеческое тело уязвимо, мать – это сложно, семья быстро превращается в ветхий шалашик, который кое-как можно поддерживать с помощью любви ко всем жителям этого шалаша. Смотрите, как быстро человек распадается на простые частицы, чтобы поддерживать новообразование под названием «семейная жизнь».

Резюмируя, Талли – фильм простецкий, но не лишенный некоторой общественной значимости. Подобное кино возвращает нас к тем временам, когда в молодой советской России кинематографом надеялись победить водку и церковь. Массы нужно было отвадить от пьянства и мистических чувств интересным развлечением. Вот пусть «Талли» и бьется со зрителем, который редуцирует современную женщину до домостроевских стандартов: женщина должна рожать и хранить очаг. Такого зрителя много, и говорить с ним надо на том простом языке, который и предлагает Джейсон Райтман.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ЭТО ПРО МЕНЯ В прекрасном возрасте моём Полунамёк, полужеланье, И не пугает начинанье, Ни спуск крутой и ни подъём. В прекрасном возрасте моём. Спокойны, бурям вопреки, Полутона без ярких ...
Дворники уже не знают, куда можно снег пристроить. Из фонтана сделали снежную гору, а заодно изменили образ скульптуры девушки с кувшином. ...
▪«Харьковская» тактика ВСУ ВСУ используют маневренную тактику, с помощью которой они захватили Харьковскую область осенью 2022 года. Относительно небольшие группы на бронетехнике и автомобилях совершают рейды вглубь российской территории. Они не вступают в затяжные бои с ...
"Pillars of eternity" начинал играть 3 или 4 раза... и неизменно дропал в первом же городе. Теоретически все годно и круто, а на деле уныло. Мистика какая-то. Еще разок что ли попробовать, раз уж выходные ...
Смеялась, стоя в очереди на кассу . Не прямо бгггг , а тихо: Ффффф Причиною был мужчина. Он стоял впереди меня, строгий и аккуратный. Выложил из корзинки весь набор соблазнителя: \ коньяк (дагестанский, по-моему), сок (апельсиновый, джей-севен), ...