Талибан в Кабуле

Здесь изложена моя точка зрения на происходящее, без претензий на истину в последней инстанции.
Итак, почему сейчас? Реальных причин три, начнём с самой очевидной – минфину США надоело платить по 30-50 млрд. долларов в год неизвестно кому на другом конце света. Вторая причина посложнее. Сменилось поколение американских генералов, которые продавливали эту войнушку и грели на ней руки. И третья причина, на мой взгляд, основная, кому-то в вашингтонских коридорах власти очень надоели тонны афганского героина на улицах американских городов. Вот здесь https://svpressa.ru/world/article/307113/?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru справка о росте посевных площадей под опиумный мак в Афганистане после ввода туда американских войск. От себя добавлю, что в 2002 году в городе Леверкузен (центр химической промышленности ФРГ) производство уксусного альдегида (прекурсор для изготовления героина) подскочило сразу в 12 раз. И почти весь объём производства исчезал на американской базе Рамштайн. Для американцев это вообще очень характерно, где войска – там скачёк производства наркотиков. Про вьетнамские героиновые дела в США даже художественный фильм сняли. О бедном чернокожем пареньке, который в одиночку наладил огромный бизнес по поставке героина из «золотого треугольника» через Паттайю и Камрань в США. И про то, как ему поплохело, когда США вывели войска из Вьетнама. Надо же как-то своих генералов отмывать. Когда ни будь и про Афганистан что-то подобное слепят.
Итак, Талибан в Кабуле. Зашел спокойно, по-деловому и без пальбы. Некий низовой договорняк здесь налицо, не политический, а именно низовой, между генералами и полевыми командирами Талибана. Простой бартер, Талибан не стреляет в спину, генералы оставляют все склады и технику. С политическими решениями всё гораздо хуже, их пока просто нет. Нет ни у Запада, ни у Талибана. Коллективный Запад из Афганистана дружно драпанул, весь, без остатка. На сегодня в Кабуле работают всего три посольства – России, Пакистана и Китая. Весьма характерный набор: Россия и два главных врага СССР в 1978-1989 годах в Афганистане, которые напакостили там Союзу куда больше, чем США.
Внешнеполитический пасьянс в Афганистане на сегодня примерно такой. Запад в откровенной растерянности, что делать не знает и будет ждать и наблюдать. Ну а пока, на всякий случай, заморозили все активы Афганистана на Западе, примерно 9 млрд. долларов.
Пакистан на распутье, талибы, вроде как, и не совсем чужие, всё лучше, чем шурави или винегрет американской коалиции. Но на территории Пакистана уже 20 лет существует талибский Вазаристан (самый северо-восток, Поле племён), независимое от центра пуштунское квазигосударство. За эти годы Исламабад уже раз пять пытался восстановить там свои порядки, в том числе с помощью зачисток и силовых мер, но всё безуспешно. А что, если Вазаристан начнёт разрастаться, как раковая опухоль?
Для Китая Талибан представляет собой отчётливую угрозу. Стратегически важный Ваханский коридор (афганская провинция Бадахшан) упирается напрямую в Синьцзян-Уйгурский автономный район – главный рассадник китайских фундаменталистов. Эта Богом забытая земля в последние годы приобрела для Китая стратегическое значение, ибо через неё должна пройти главная артерия Великого шелкового пути. Действия Китая в СУАР милосердными назвать трудно. Но и сами уйгуры тоже хороши. Стихийная самостийность и непрерывные бунты – это привычная основа их нормальной, мирной жизни. Сталина они достали так, что он в 1949 году с лёгким сердцем отдал эти земли Мао Дзе Дуну. Они не входили в состав СССР де-юре, но де-факто именно Союз обеспечивал там денежное обращение, пытался что-то развивать, даже построил авиасборочный завод, и, само собой, именно Союз подавлял восстания и бунты, в том числе и с помощью бывших белогвардейцев, которые там были союзниками коммунистов. Вспоминается один факт, подтверждение которого в интернете мне найти не удалось. И, тем не менее, это факт. В самом конце 1960-х годов, на пике культурной революции, когда уйгуров до печёнок достали хунвейбины и концлагеря для перевоспитуемых спецпереселенцев-ханьцев, многотысячная толпа уйгуров с поклажей и животными ломанула через советскую границу на новые земли. В Союзе они так и не объявились и не обосновались, но и назад не вернулись, наверное, испарились, как 10 колен израилевых. «И куды бедному крестьянину податься?».
Жесткая китаезация и потеря национальной идентичности устраивает далеко не всех уйгур. И в результате они стали питательной средой для ИГИЛа и Аль-Каиды. Только в Сирии сейчас воюет 6-8 тысяч уйгур.
Угроза для Китая очевидна, и Китай к этим вызовам готов. С 2016 года у него есть небольшая военная база в Таджикистане на Памирском тракте. Так, ничего особенного, скорее наблюдательный пункт, чтобы приглядывать, а что там творится в Ваханском коридоре. Странно, что обе стороны до сих пор этот факт отрицают.
Сценариев атаки уйгуров-фундаменталистов на СУАР два. Или лобовой, по типу басаевского рейда в Дагестан, или партизанский. Второй вариант – это полностью китайская проблема. А с первым всё гораздо хуже. В Ваханском коридоре вообще нет дорог, а над коридором таджикский Горный Бадахшан, Памирский тракт и прямая дорога от Хорога на восток с выходом на Кашгар уже в СУАР. А это уже проблема для Таджикистана и России, ибо 201 дивизия прикрывает Душанбе с юга, а зона Горного Бадахшана полностью открыта.
Именно на этот сценарий будут подталкивать талибов и уйгур страны Запада, заинтересованные в создании для Китая проблем вроде тех, которые Россия расхлёбывала в Чечне. А морковка на палочке у них будет простая: поможете уйгурам – разморозим ваши активы. Вопрос в том, насколько это надо самим талибам, и что Китай может противопоставить этим замыслам.
У Китая в рукаве спрятан козырной туз, все поставки топлива и продовольствия в Афганистан идут через Пакистан. И Пакистан точно выполнит вежливую просьбу Китая перекрыть кислород талибам. Особенно, если Китай поможет людьми и техникой. А делать это Китаю придется, так или иначе. Ведь если талибы перережут Каракорумское шоссе, то Пакистан просто не сможет самостоятельно контролировать всю границу с Афганистаном, которая де-факто не более, чем просто условность. А дыра через Вазаристан даёт неограниченные возможности для контрабанды. И укреплять Каракорум китайцам нужно побыстрее, здесь время работает на талибов и уйгуров, которые получают возможность организоваться и подготовиться. В конце октября перевалы на шоссе заметёт до апреля. Ну а талибам придётся решать непростую проблему, или, пойдя на условия Запада, выторговать себе замороженные деньги Афганистана, на которые они вправе претендовать, или забыть про помощь уйгурам, остаться без денег Запада и заниматься внутренними делами. Здесь важно понимать, что современный Талибан отнюдь не пакистанская марионетка, как частенько принято думать. Времена безоглядной помощи афганским моджахедам со стороны Пакистана давно прошли.
В разделе внешнеполитических аспектов необходимо затронуть и проблему Ирана. Если кому-то из читателей хочется от души посмеяться, то вам сюда: https://svpressa.ru/politic/article/307537/?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru
Автор сего набора слов на полном серьёзе уверяет, что США вывели войска из Афганистана только для того, чтобы атаковать Иран. И чего только в жизни ни бывает, в том числе и такие тексты.
Когда к твоей голове приставлено сразу два пистолета с разных сторон, жизнь становится не очень приятной. Именно в таком режиме Иран существовал почти 20 лет. Афганский пистолет уже убрали, иракский уберут к концу года. И теперь для Ирана жизнь явно полегчает. Пока в Афганистане сидели американцы Иран в дела соседа особо не вмешивался, дабы лишний раз не обострять. Но сейчас ситуация изменилась, а свои интересы у Ирана в Афганистане всегда имелись. Это и этнические персы, проживающие на западе страны, и близкородственные таджики, а также хазарейцы-исмаилиты, живущие по шиитскому исламу. Очень странный народ, по большей части монголоиды, говорящие на фарси и являющийся самым дном межнациональной афганской сословности. Роль Ирана очень резко возрастёт, если Пакистан с Китаем начнут перекрывать кислород талибам. От Герата до границы с Ираном всего ничего, а там бензин, патроны и лепёшки. И огромное китайское влияние, включающее строительство АЭС и прошлогодний договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве, по которому Китай обещает Ирану 400 млрд. долл. инвестиций. Но Иран хорошо помнит, как Китай в 10 раз сократил закупки его нефти после введения американских санкций. Так что пожелания Китая об аренде порта Чахбахар (совсем рядом с уже арендованным у Пакистана портом Гвадар) и небольшого острова под военную базу Иран отклонил. В итоге когнитивный диссонанс применительно к афганским делам Ирану обеспечен: или идеология и помощь соплеменникам и единоверцам, или прагматизм и китайская морковка как плата за присоединение к пакистанскому эмбарго.
На поляне остался предпоследний игрок – Турция. https://avia.pro/news/tadzhikistan-otobral-u-rossii-chast-201-y-voennoy-bazy-i-peredal-eyo-tureckim-voennym?utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru
Если честно, то этот сюжет я вообще не понимаю. С военной точки зрения глупость полная. Зачем прикрывать то, что уже защищено? Зачем мешаться нам под ногами? Уж если лезть в афганскую заваруху, то для турок узбекский Термез просто идеальная локация. Узбеки тюркоязычные, переводчики с фарси не нужны, аэропорт не хуже, чем в Кулябе, логистика проще, до Кабула куда ближе, можно даже боевую авиацию разместить, прикрывается важнейшее «талибоопасное» направление. Да и гвардейцы Дустума всегда помогут. Чего ещё желать? И всё-таки выбран Куляб. Объяснение может быть только одно, причём абсолютно иррациональное. Ну хочется Эрдогану ещё хоть куда ни будь влезть, мало ему Сирии, душа широкая. С Узбекистаном договориться не удалось, так я хотя бы в Таджикистан влезу, пусть русские потеснятся.
А может я и не прав, и бравые турецкие солдаты через три дня окажутся в деревушке Мургабе на Памирском тракте, рядом с китайцами? Но что-то мне подсказывает, что вероятность этого события близка к нулю.
Самый последний игрок – это Катар, без него не обойтись.
Эта просто крохотная страна в последние годы приобрела изрядный международный вес. Арабские страны дважды, в 2014 и 2017 годах, устраивали дипломатические демарши (вплоть до отзыва послов) и вводили санкции против Катара. И дело тут вовсе не в каких-то фундаментальных разногласиях. Проблема в даме по имени шейха Моза бинт Насер аль Миснед. Это вторая жена бывшего эмира Катара и мать ныне правящего 4-го эмира Катара Тамима бин Хамад Аль Тани. У дамы два образования, психолога и социолога, английский и французский в придачу, семеро детей (5 сыновей и 2 дочери), сейчас ей 62 года. Для арабских женщин она является иконой стиля и символом эмансипации, и если я назову её первой леди арабской цивилизации, то окажусь близок к истине. Вот только арабская цивилизация не знает такой категории, как первая леди, а стиль её поведения – это сильнейший раздражитель для арабских консерваторов, в первую очередь саудитов. Её вмешательство в политику для арабского мира беспрецедентно. Распихав остальных претендентов, она уломала мужа отдать власть её старшему сыну, а у шейха, к слову, 25 детей. Сынуля стал своевольничать – сменила его на младшего брата. Мария Медичи, да и только. В политике бодается с саудитами и активно заигрывает с персами, главными антагонистами саудитов в регионе, явно недолюбливает США. С США у Катара есть мощный водораздел – сжиженный газ. Катар был первый на этом рынке, и остаётся самым мощным игроком, похоже, что это не очень устраивает США. Предполагаю, доказательств нет никаких, что атаки на Катар в 2014 и 2017 годах, это проделки США. Но мне трудно понять, с чего столь эмансипированную даму понесло поиграть в солдатики. Вполне возможно, что это просто желание первой леди вставить шпильку американцам и в очередной раз утвердить себя крупным международным политиком. Придворные вывихи вообще сложно анализировать. Но факт налицо, в 2004 году шейха приютила у себя политическое крыло Талибана. Господам хотелось цивилизации и удобной жизни, т.е. всего того, чего в Вазаристане не найти. А там, где находится политическое крыло, должны находиться и личные кошельки вождей, и общеталибские счета. И вот тут я уже полностью уверен, что переводить эти авуары в афганские афгани вожди Талибана точно не собираются. Как катарское влияние скажется на афганских делах, предсказывать не берусь. Женская логика непредсказуема. Но такой игрок на поле есть, и с эти надо считаться.
О внутриполитических раскладах в Афганистане в следующем материале.
|
</> |