
Тактика террористов: шахид-мобили


Автомобили с заложенными в них бомбами — распространенное оружие среди террористов. И нужно признать, что оно очень эффективное. Оставленные на обочинах дорог машины не привлекают особого внимания до тех пор, пока они не взорвутся и не убьют людей. По этой причине такие шахид-мобили сейчас активно используются Исламским государством, при этом их с каждым годом делают все более опасными и разрушительными.
За 2016 год Исламское государство подтвердило свою причастность к взрывам 815 автомобилей. Если вы думаете, что это только те машины, которые бросали в людных местах и взрывали с помощью пульта дистанционного управления, то вы ошибаетесь. На самом деле применение шахид-мобилей намного шире: они могут вести наступательные операции, прикрывать тыл при отступлении, сносить укрепления и уничтожать вражеские военные базы... В общем, вы многого не знаете о шахид-мобилях!
В этом посте я расскажу вам, с чего началась история шахид-мобилей, какими они бывают и как их используют.
Сделать шахид-мобиль очень просто. Для этого нужны три компонента: сам автомобиль, взрывчатое вещество и детонатор. Добыть все это в обстановке вооруженных конфликтов или в среде повстанческого движения не составляет никакого труда. И чтобы собрать все это в один смертельный шахид-мобиль, тоже не нужно много сил, денег и ума. По этой причине такое оружие стало очень популярным среди террористов и повстанцев. Его начали использовать еще в 80-х годах в Ливане и Шри-Ланке, а сейчас оно в ходу на Ближнем Востоке.

В зависимости от размера и разрушительной силы шахид-мобили бывают разных типов. Тут действует простая закономерность: чем больше автомобиль, тем больше взрывчатки он может увезти и тем он разрушительнее и опаснее. Поэтому в зависимости от своих целей террористы оборудуют в шахид-мобили обычные седаны, микроавтобусы или большие грузовики. Обычно в качестве взрывного устройства в автомобиль закладывают артиллерийские снаряды, противотанковые бомбы или просто емкости со взрывчатыми веществами, соединенные между собой и подключенные к детонатору.

Есть два способа использования шахид-автомобилей: их взрывают либо удаленно, либо с помощью террориста-смертника. В первом случае автомобиль просто паркуют в нужном месте и потом взрывают его с помощью пульта дистанционного управления (или он сам взрывается по таймеру). Во втором случае террорист-водитель сам приводит в действие взрывное устройство, а если его успеют убить прежде, чем он это сделает, то его пособники опять же смогут взорвать автомобиль дистанционно. Вариант со смертников для террористов более предпочтительный, потому что рядом с припаркованным автомобилем в момент взрыва может никого не оказаться, а смертник сможет сам подъехать на автомобиле в то место, где взрыв нанесет максимальный урон. По этой причине во время нападений на подвижные или хорошо охраняемые цели (какие-нибудь конвои, патрульные отряды или базы) террористы всегда используют смертников.

С самого начала войны в Ираке у повстанцев не было достаточного количества оружия, чтобы ввязываться в открытые военные столкновения, поэтому они использовали методы партизанской войны. Самым массовым из них как раз было использование шахид-мобилей. Первый задокументированный взрыв автомобиля в Ираке произошел буквально через несколько дней после того, как США ввели в страну свои войска (это был 2003 год). Повстанцы использовали для своих целей обычные гражданский автомобили и грузовики, поэтому в конце концов военные и мирные жители начали расценивать как потенциальную угрозу каждую припаркованную машину.

Шахид-мобили со смертниками тоже активно использовались. Было много случаев, когда водители-смертники прямо на грузовиках врезались в американские конвойные отряды и военные лагеря, и потом уже взрывались, увеличивая таким образом количество жертв. Бывало и такое, что в одной атаке использовалось сразу несколько шахид-мобилей. Например, первый сносил и взрывал ограждения, а второй проезжал внутрь военной базы и взрывал основную цель.

Но использовать шахид-мобили без смертников все-таки менее затратно, поэтому иракские повстанца взрывали их намного чаще. Взрывов со смертниками за все 8 лет Иракской войны было 886, в то время как взрывов без смертников только за один 2005 год было зарегистрировано 873. Это приблизительные цифры, но они хорошо показывают масштаб явления.

В те годы оборудовать шахид-мобиль не составляло особого труда. В частности, этим занимались автомастерские, владельцы которых участвовали в повстанческом движении. Но чаще пункты по производству шахид-мобилей располагались за городом, в сельской местности. Это связано не только с соображениями безопасности, но и с тем, что там можно было легко добыть удобрение, на основе которого быстро создавалось взрывчатое вещество АСДТ.

|
</> |
