Тактика спешивания
oleggg888 — 18.07.2023Спешивание всадников обычно представляют случайным явлениям, из системных широко известно разве что спешивание английских рыцарей в Столетнюю войну. Кто-то скажет, что швейцарам в начальный период «боевой славы» приходилось противостоять пешему строю с длинными копьями немецких, итальянских и французских рыцарей. Кто читал польские дневники о походах Батория и боях Смуты, вспомнит примеры хождения гусар (или только их пахолков) на штурмы крепостей или полевых укреплений. Однако системное спешивания, для решения определённых тактических задач, можно увидеть даже у «прирождённых всадников».
Отсутствие терминологического различия в русских источниках между спешившимися конниками и собственно пешими бойцами сохранялось очень долго (пешцы, пешие, пехота), даже когда появилась специально обученная пехота (стрельцы). Наглядно это можно увидеть на примере отписки курского воеводы о набеге татар в 1623 г. Против татарского отряда (3000 по допросам языков) были посланы: «детей боярских курчан триста человек да казаков, которые остались за путивльскою службою и за сторожами, двести человек, пехоты огненного боя сто человек», а затем «достальных детея боярских курчан всех да пехоты с огненным боем стрельцов пятьдесят человек». Когда началось боестолкновение, то «приходили на инх татарове и бились конми и пехотою, а головы и ратные люди биилсь сперва конми ж и пехотою, а после головы со всеми ратными людьми с татары бились пехотою», «тех татар многих побили, а иных переранили пехотою их пищалей». В Белгороде «отобрався, поворотя пехоту и истомных людей». (т.е. отправили назад курских стрельцов). Когда настигли татар, то «пошли на них в ночи с белгородцы пехотою все. А послали вперед собою вожа белгородца Гришку Селипского с товарищи осмотреть, которым бы местом придти на них пехотою». Однако разведчики с задачей не справились, и татары «из крепких мест вышли». Видно, что пехотой с одной стороны называли стрельцов (хотя в погоне за татарами они должны были передвигаться верхом), а с другой – так называли спешенных детей боярских и татар (никаких «янычар» в том отряде не было), в целом действие в пешем строю. В данном случае переход в пеший строй было обусловлено действиями в «крепких местах», т. е. на пересечённой местности.
Посмотрим на Псевдомаврикия. Допускалось чисто кавалерийская армия. Видим «генеральные кавалерийские сражения». «Стратиг должен иметь больше кавалеристов, чем пехотинцев: ведь последние пригодны только в ближнем бою, а первых можно успешно использовать и при преследованиях, и при отходах; кроме того, сойдя с лошадей, они в необходимых случаях могут сражаться и в пешем строю». «Можно заметить, что спешенные всадники предстают полноценной заменой даже профессиональной византийской пехоте. Из конкретных примеров спешиваются всадники с щитами, образуя оборонительную линию, в т. ч. на марше(«можно будет некоторым из кавалеристов спешиться и дополнительно вооружиться щитами контатов, если таких щитов у них не было, а другим остаться на лошадях, в соответствии с изложенным способом, и таким образом избежать опасности».).
При этом Псевдомаврикий, следуя штампу о гуннах, писал о аварах, что они чуть ли пешком ходить не умеют. Однако есть другие источники по тактике степняков.
Пэн Дай и Сюй Тин. "Хэй да ши люэ" (Краткие заметки о черных татарах).
(У них есть и другие) тактики, кроме этой. Например: отряд с круглыми щитами на руках спешивается и начинает стрелять. Если туча стрел ранит (врагов), они начинают разбегаться в обе стороны, а когда они разбегаются, поднимается замешательство. (Татары) используют это замешательство и немедленно прорываются (в ряды врагов). Если же враг увидит удобный случай, чтобы атаковать пеших конницей, конные отряды, расположенные за пешими, устраивают контратаку против выдвинувшегося врага и обращают его в бегство.
Действительно, каким ты не был ловким стрелком с коня, с земли стрелять удобнее (и плотность стрельбы пешего строя больше, чем у конного). И этот приём видим не только у степняков.
Анна Комнина описывает битву византийцев с печенегами: «Видя, что скифы движутся с еще большей стремительностью, чем раньше, он сразу же приказал опытным лучникам сойти с коней и, наступая на скифов в пешем строю, непрерывно метать в них стрелы. За лучниками последовала остальная часть строя и сам самодержец, командовавший центром войска. Они отважно бросились на скифов, и завязалась жестокая битва. Видя сомкнутый строй ромейского войска и мужественно сражающегося самодержца, скифы, изнемогшие под градом стрел, пришли в ужас, повернули назад и, стремясь переправиться через реку, побежали к своим повозкам. Во весь опор неслись преследовавшие их ромейские воины: одни из них копьями наносили удары в спины скифов, другие метали стрелы.».
Андрей Курбский описывал, что при вылазке из Казани в 1552 г. пешие были с луками, а конные с копьями. В этом описании тоже можно увидеть приём «черных татар».
И ещё пример, как кочевники всем войском сходили с коней в сложной ситуации, чтобы «биться насмерть». Это отличная иллюстрация к летописному описанию похода Игоря Святославича на половцев, когда было принято решение всем сойти с коней.
|
</> |