Городовые полки земли Кастильской

топ 100 блогов oleggg88816.07.2023

Камрад sovice_snezni как-то обратил моё внимание на работу Ауров О.В. Город и рыцарство феодальной Кастилии Сепульведа и Куэльяр в XIII-сер. XIVв. — в контексте сравнения с военной системой Руси. Такое представление представляется наглядным — отсюда данные пост.

Для сравнения с Русью Испания интересна тем, что там также городская община (консехо) не ограничивалась самим городам, о образовывала «уезд». «В правовом смысле города Кастилии и Леона составляли единое целое с прилегавшей к ним округой – «termino». К XII-XIII вв. она представляла собой довольной сложную территориальную структуру и включала в свой состав возникшие в её пределах поселения сельского типа (aldeas, pueblos), а также отдельны укрепленные пункты – замки и башни. Отмечу, что границы города-округа имели не только территориальное, но и административно-правовое содержание: именно в их пределах осуществлялись функции консехо как института местной власти».

При этом «Все сказанное заставляет дать отрицательный ответ на вопрос о наличии у консехо кастильской Эстремадуры в XIII – середины XIV в. того типа территориальной юрисдикции, который был свойствен муниципальным учреждениям. Ещё в меньшей степени обосновано утверждение о характере описанного института как коллективнйо сеньории. Данные источников показывают, что консехо по своей сути было совсем не сеньорией, а наоборот, неотъемлемым, но вспомогательным элементом сеньориальной власти». «Все должностные лица, действовавшие на территории общины на постоянной основе, представляли власть короля и сеньора». «Статус общины определялся узами вассальной зависимости от кроля или сеньора города». Т. е. это не был «классический европейский вольный город», а, как и на Руси, являлся вплетался в систему княжеской юрисдикции.

Консехо выставляло королевское ополчение (hueste) – «основа военных сил монархии». В это общине и образовалось тот класс, которые известен как «местное рыцарство» («cavalleros»). «Ядро общины XIII – середины XIV в., как и раннего консехо X в., составляли обладатели наследственных владений, которые были наиболее тесно связан с территорией, охваченной действием фуэро. Статус землевладельцев предопределял их положение как реальных субъектов договорных отношений». Таким рыцарем мог стать тот, кто имел возможность снаряжаться в поход конным воином, из-за чего этот класс в историографии нередко именуются «сельским» и «демократическим». Но при этом они были полноценными нобилями, в т. ч. в культурно-эстетическом контексте.

В главе о снижении роли пехоты. «Часть пеших воинов (peones) освобождались от участия в военных походах уже во второй половине XI в. Нормы местного права требовали от лиц этой категории являться в войско лишь по особому приказанию короля для участия в полевых сражениях (lid campal), тогда как рыцари обязаны были участвовать в каждом королевском военном предприятии». «В 1179 г. дон педро Фернандес… пожаловал фуэро г. Уклесу, в котором говорилось, что пехотинцы (pedones) не должны участвовать в королевских походах (fonsato de rege), тогда как третья часть рыцарей является в королевское войско ежегодно».

«В феодальную эпоху вполне вероятным было взятие укрепленных пунктов вообще без участия пехоты. Я имею в виду овладение этими пунктами либо с налета, либо с применением военных хитростей. Такие эпизоды содержатся в том обобщенно-идеализированном описании форм ведения военных действий на рубеже XII-XIII вв., которое характерно, в частности, для эпических текстов, в том числе «Песни о моем Сиде». Компеадор стоял во главе конного и пешего войска, в котором основную роль играли рыцарские контингенты. Последние выступали в качестве главной ударной силы, а упоминание о пехоте встречались лишь при описании сцен раздела добычи (пеший получал её в сумме лишь при описании сцен раздела добычи (пеший получал её в сумму вдвое уступавшей доле конного). Последнее замечание органично соответствует логике ведения военных действия, которые вроде бы и не требовали участия пехоты. Война Руя Диаса была мобильной, даже когда речь шла о взятии укрепленных пунктов».

«Сказанное, разумеется, не означает, что в XIII – середине XIV в. пешее войско вообще не участвовало в военных действиях, особенно если они происходили на территории, расположенной относительно недалеко от мест их постоянного проживания (перебрасывать пехоту маршем на значительные расстояния в условиях того времени было нерационально) Тем более это не свидетельствовало об исключении из военной организации того социального слоя, из которого рекрутировались пешие воины. Принимавшие все более ограниченное участие в военных кампаниях, они тем не менее выполняли весьма важные функции: тот, кто не участвовал в походах, должен внести специальный платеж. Поступавшие суммы использовались для обеспечения военной системы всего королевства. В этой своей роли – не столько воинов, сколько плательщиков (pecheros) – интересующей меня категории привлекают внимание законодателя»

«Из куэльярских документов XIII – середины XIV в. явствует, что единственной формой противопоставления пехоты и конницы в этот период было четкое разделение лиц, несших военную службу (конница), с одно стороны, и плательщиков (пехота), вносивших военные платежи – с другой». «Таким образом если отряды консехо были основой ополчения королевства, то главной (а порой единственной) ударной силой этих отрядов были конные воины»

Можно резюмировать: уездная община выставляла выставляло ополчение в составе монаршего войска, образуя его основную часть. Все члены общины формально были под воинской повинностью. Но прежде всего, в походы выступали землевладельцы, которые за это получали статус рыцарей. Остальные члены общины при необходимости образовывали пехоту, но в первую очередь это были налогоплательщики. Со временем роль пехоты снижалась. Такую же схему на основе имеющихся данных можно обрисовать и для Руси – т. н. городовых полков (разумеется, по ряду деталей будут различия).


Так же можно добавить, что консехо формировалась в ходе «колонизации» в процессе Реконкисты. Характер «колонизации» русской равнины иной, но на определённом уровне это сходные явления, сказывающиеся на структуре формирующего общества.

Ну и, разумеется, здесь нельзя обойти тот момент, что и про Испанию, и про Русь любят термин «ориентализация». Забавная схожесть в том, что «восточные соседи» и для Руси, и для Испании географически  южные. При этом «мавры» и «татары» уж очень сильно отличаются. Что лишний раз показывает, что сам термин «ориентализация» обычно только путает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Там, как и везде в Азии, очень бросается в глаза отношение к пожилым людям - они со своими стариками носятся так, как многие европейцы не носятся с банковской картой. При том, что молодежи очень много. Не смотря на то, что город богат, очень богат, ...
Если бы в 2012 году кто-то сказал лидеру египетского Майдана и любимчику Госдепа США Мухаммеду Мурси, что его ждет не триумфальный президентский срок, а переворот, суд и смертный приговор, он бы не поверил. Жизнь оказалась сложней. Если бы американским и российским аналитикам в 2012 год ...
Происходящее все больше напоминает мне антишахское движение 1978-1979 годов в Иране. Там самые разные люди объединились под одним лозунгом "Смерть шаху!" - от коммунистов до шиитских богословов. Сработало. Здесь тоже идет объединение очень разных ...
Здравствуйте уважаемые. 26 апреля 1977 года на пересечении 54-й улицы Манхэттена и Бродвея Стив Рубелл и Ян Шрагер открыли диско-клуб «Студия 54», ставший впоследствии самым известным клубом Нью-Йорка. В 1943 году здание клуба принадлежало телерадиовещательной компании «Columbia ...
Я тут ремонт от свалившегося свободного времени затеял,а то все руки не ...