Такого не было ни до, ни после: автошоу длиною в 20 лет, во главе с


То что вы видите на этой фотографии, это не кадр из древнего научного фильма. Это реальное фото реально происходивших событий.
А громадные красно-белые машины – это так называемые Futurliner – участники одного из самых грандиозных автошоу, когда-либо проходивших на планете Земля.
Это было даже не столько автошоу, сколько автопробег по городам и весям Америки длиной в многие тысячи километров и продолжительностью почти в два десятилетия.
Истории этого невероятного автопробега под названием Парад прогресса General Motors и его главными действующим лицом, удивительным Futurliner и будет посвящена данная статья.

Первое поколение Futurliner появилось на свет в 1940 году. 12 гигантских выставочных грузовиков стали воплощением прогресса конструкторской мысли и инновационного дизайна и вошли в состав передвижного автошоу Parade of Progress вместе с другими тяжелыми грузовиками и легковыми автомобилями.

Тягачи производства Chevrolet и GMC везли на себе все оборудование, необходимое для организации полномасштабной стационарной выставки во время остановок. А возглавляли шествие восемь специально построенных грузовых автобусов под названием стримлайнеры.

Это были высокие красно-белые машины длиной по 7 метров, базирующиеся на грузовых шасси GMC с бензиновыми двигателями, спецификация которых неизвестна. Парад прогресса стартовал в 1936 году.

Его маршрут пересекал всю Америку с 5-дневными остановками как в крупных, так и в небольших населенных пунктах.
И всегда вызывала к себе огромный интерес публики, демонстрируя технологии и инновации не только автомобильные, но и из других областей науки и техники, о большинстве из которых среднестатистические американцы могли знать лишь по комиксам и фантастическим романам.

Все закончилось в 1939 году в Нью-Йорке на очередной мировой ярмарке выставки. Но не потому, что корпорация решила поставить точку в судьбе Парада Прогресса, а потому, что боссам GM показалось, что передвижной выставке не хватает масштабности.
А значит, машины, принимающие в ней участие, должны стать еще больше. Охват территории еще шире, демонстрируемые технологии еще невероятнее.
Но существовавшие стримлайнеры были уже сильно изношены, да и выглядели они уже слишком несовременно, чтобы возглавлять парад. Роль лидеров обновленной версии парада теперь отводилась двенадцати новым машинам.

Невероятно огромным и футуристичным Futurliner. С общей длиной кузова в 10 метров, шириной в 2,4 метра, высотой в 3,5 метра и массой в среднем 14 тонн. Один лишь дизайн этих форм кузова мог поразить воображение любого их увидевшего.

Каждая такая машина имела в общей сложности 19 дверей и люков, включая огромную панель, выдвигающуюся с крыши на высоту почти в 5 метров, в которую было встроено освещение.

А в боковой части корпуса имелись раскрывающиеся проемы, в которых как раз и размещались невиданные для большинства обывателей чудеса техники, выставленные на обозрение на специальных экспозиционных стендах.

Такие чудеса, как инновационная технология нагрева и охлаждения, новейшие материалы, спектроскопы разных мастей, новые решения в области двигателестроения, зарождающиеся телевизионные технологии и многое-многое другое.
Все эти диковинки, демонстрируемые на параде прогресса, привлекали к мероприятию огромное внимание, тем более, что Futurliner были лишь частью всего происходящего.
Во время длительных остановок парада, достижения технического прогресса также демонстрировались в огромнейшем быстровозводимом здании под названием «Аэрокупол», способном одновременно вмещать около полутора тысяч человек.

Второй этап парада прогресса стартовал в Майами 26 февраля 1941 года, а завершился в Техасе уже в декабре того же года, через две недели после бомбардировки Перл-Харбора.
В параде были задействованы 44 транспортных средства и 60 человек обслуживающего персонала. За неполных 9 месяцев передвижное автошоу успело побывать в 30 американских городах, а количество людей его посетивших превысило 2,5 миллиона.

В 1953 году парад прогресса General Motors был возрожден. Дела у корпорации шли в гору. Состоялась презентация инновационного стеклопластикового спорткара Corvette, и перезапуск автошоу показался боссам GM хорошей идеей.
Законсервированные Futurliner были возвращены к жизни и обновлены. Но само шоу проходило практически в том же составе и в том же формате, что и раньше. Добавились лишь новые технологии для демонстрации.

Например, такие, как совершенно фантастический для того времени стереозвук, а также турбореактивная тяга или полностью функциональный прототип микроволновой печи, которая была способна зажарить яйцо и не поджечь при этом лежавшую под сковородой газету.
Если 11 из 12 довоенных машин приводились в движение дизельными двигателями, то, начиная с 53-го года, все они имели в распоряжении 4,9-литровые бензиновые шестерки от армейских грузовиков GMC.

Развивая 145 л.с. и 355 Нм крутящего момента, эти моторы могли разогнать массивные грузовые автобусы до скорости свыше 60 км в час.
Одной из уникальных технических фишек фьючелайнеров была полноприводная трансмиссия. Винтажный для середины 20-го века 4-скоростной автомат Hydromatic был присоединён к ещё одной 2-скоростной коробке.

А затем к ещё одной – трёхскоростной, оснащённой валом отбора мощности для дополнительного оборудования. Данная комбинация теоретически обеспечивала водителю 24 передачи для движения вперёд.
Однако переключение скоростей на третьей коробке могло происходить только с внешней стороны машины. История умалчивает о причинах, подвигших инженеров GM к использованию столь сложной конструкции трансмиссии.

Парад прогресса General Motors был окончательно свернут в 1956 году, когда интерес публики к нему начал стремительно угасать. Причина этого кроется в массовом распространении телевидения в Соединенных Штатах, ведь чтобы увидеть нечто интересное, людям больше не нужно было выходить из дома.
За время своего существования парад успел посетить около 300 американских городов. А посмотреть бесплатное автошоу, которое он привозил с собой, сумели по разным оценкам от 12 до 13 миллионов американцев.
К концу 20 века из 12 построенных Futurliner выжить удалось лишь 9 экземплярам. К настоящему времени все, кроме одного, восстановлены. И разбросаны по коллекциям не только в США, но и в Европе.
См.также:
Футуристический бензовоз из 30-х
Это ж надо такое придумать. Грузовик без кабины из 50-х
10 самых необычных автобусов прошлого
15 импортных грузовиков, которые можно было встретить в СССР
От фантастических грузовиков до паровоза для БАМа: как Луиджи Колани творил на грани безумия и гениальности

|
</> |