"Такие люди, как Людмила Васильевна, похожи на ангелов, и появляются они раз в тысячу лет..."
sadalskij — 03.07.2012Людмила Целиковская (Ольга) и Владимир Дружников (Рябовский) в фильме Самсона Самсонова «Попрыгунья», Мосфильм, 1955 год.
В 1955 году Люся сыграла одну из лучших и любимых своих ролей – Ольгу Ивановну Дымову в экранизации чеховской «Попрыгуньи». Фильм обошел экраны всего мира. В 1955 году на Венецианском кинофестивале он был удостоен премии «Серебряный Лев» и приза «Пизанетти», который итальянские кинокритики ежегодно вручают лучшему иностранному фильму.
После этой роли о Целиковской заговорили, как о кинозвезде мировой величины.
Фильм снимал замечательный Самсон Самсонов, это был его дебют. Через много лет, уже после люсиной смерти, он вспоминал:
«Я бы сейчас мог написать целую книгу о Целиковской, хоть работал с ней только над своей первой кинокартиной. Людмила Васильевна занимает главенствующее место в моем творчестве. Она для меня святая, дар Божий. Бывало, улыбнется своими огромными голубыми глазами - и все вокруг засияет.
Помню павильон на "Мосфильме", декорации. Операторы возятся вокруг кинокамеры, актеры и обслуживающий персонал слоняются из угла в угол, скучая. Был тусклый, серый день, и мы не ждали от него ничего хорошего. И тут впервые появилась Целиковская - и тотчас все предметы ожили, наполнились светом. Даже воздух ожил, не говоря уже о людях.
Она обладала очень редким и восхитительным качеством - дарить жизнь всему, что находится вокруг нее.
Первые ее пробы сразу же покорили и меня, и всех. Завидев ее, все начинали улыбаться и благодарили меня, что я разыскал такую талантливую актрису и прекрасного человека. У Целиковской была способность очаровывать всех: и партнеров по сценической площадке, и костюмерш, и гримеров. Она создавала радостную рабочую атмосферу. Может, несколько преувеличивала мои способности, но помогла мне раскрепостить себя, оказавшегося окруженным прекрасными артистами.
Я бесконечно любил Людмилу Васильевну, она для меня олицетворяла голубое небо. Наверное, Божье провидение подарило мне встречу с ней, и без нее из фильма наверняка ничего бы не получилось.
Целиковская сумела понять глубину чеховских образов и сыграть трагедию. Когда она падает на колени перед умирающим мужем и зовет его: "Дымов! Дымов!" - сразу ощущаешь запоздалое прозрение женщины, всю жизнь тщетно искавшей повсюду талантливых людей и не замечавшей великого человека возле себя.
- Ты выбрал великую актрису,- признавался мне Сергей Бондарчук.- Такой легкости в работе я никогда раньше не ощущал. С ней все получается. Она как лань - быстрая, ловкая.
На вечере, посвященном памяти Целиковской, прошедшем вскоре после ее смерти в Киноцентре на Пресне, на сцене установили ее большой портрет и подсветили его свечами. Я встал перед ним на колени и никак не мог поверить, что никогда больше не увижу живую Людмилу Васильевну.
В марте 2000 года на кинофестивале в Гатчине мне пришлось открывать чеховский вечер. Потом смотрел нашу "Попрыгунью". Волна воспоминаний обволокла меня и я, наверное впервые в жизни, расплакался. Я смотрел на экран и повторял слова:
- Они уже умерли. Уже нет ни Целиковской, ни Бондарчука, ни Дружникова, ни Тетерина. Такие люди, как Людмила Васильевна, похожи на ангелов, и появляются они раз в тысячу лет».
Людмила Целиковская в роли Симочки Вороновой фильме "Антон Иванович сердится", 1941 год.
Людмила Целиковская в фильме "Близнецы", 1945 год.
Людмила Целиковская. Фотопортрет Танфеля Борисовича Бакмана.
С Люсей Целиковской в кинокартине "Лес" Владимира Мотыля. 1980 год.
Людмила Целиковская - (8 сентября 1919 - 3 июля 1992)