Святой Пушкин...


Нет, Александра Сергеевича не канонизировали. И нет, это не фейк и не проделки ИИ. Икона очень даже настоящая, из Государственного музея истории религии в Петербурге, конец 19 века.
Так то на иконе изображены святые Козьма и Дамиан, которые считаются братьями-близнецами. И возникает вопрос, как на иконе братья-великомученики приобрели вполне узнаваемые черты – Александра Сергеевича Пушкина и... Владимира Ивановича Даля, составителя знаменитого словаря живого великорусского языка.
Кстати, считается, что идею этого словаря Далю подсказал именно Пушкин. А Владимир Иванович как друг и врач дежурил у постели смертельно раненного поэта.
Но возвращаемся к тому, как и почему два гения оказались на иконе. И что связывает с ними Козьму и Дамиана, которые прославились в Древнем Риме как искусные врачеватели, а на Руси их почитали ещё и как покровителей кузнецов, и крепкого брака.
День Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября (по новому стилю это 14 ноября). В те времена в этот день после окончания сельскохозяйственных работ открывались церковно-приходские школы. Таким образом Козьма и Дамиан стали отвечать на Руси ещё и за образование. И скорей всего именно в этой ипостаси римские святые для одной из икон "позаимствовали" облик Александра Сергеевича и Владимира Ивановича.
В истории западноевропейского искусства частенько случалось, что святые приобретали портретное сходство с высокопоставленными заказчиками, правителями, меценатами, а порой и просто близкими людьми художника. После петровских реформ такое случалось и в русском искусстве.
Но одно дело – придать чертам святых, которые были неизвестны на все 100%, сходство с реальными людьми, а другое – изображать неканонизированных реальных людей на иконах.
До нас дошли несколько икон, на которых наше всё изображён в облике самого себя – рядом со своим современником, митрополитом Филаретом, позднее причисленным к лику святых.

Эту икону можно увидеть в московском храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость...", неподалёку от Третьяковской галереи. Москвичи спокойно могут это проверить.
Пушкин изображён в ряду житийных эпизодов на иконе святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В руках обоих – по свитку. Это отсылка к их стихотворному спору.

Икона "Филарет мудрейший"
В мае 1828 года, в день своего рождения, Пушкин пишет:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Это стихотворение прочёл митрополит Филарет и... написал поэту ответ:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
По воспоминаниям современников, Пушкин был поражён этим стихотворным ответом церковного иерарха. Продолжая тему, в январе 1830 года он пишет своего рода исповедь:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
(В другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)
Также Пушкина с нимбом изображали и на картинах, стилизованных под иконы.

Степан Коротков «А. С. Пушкин («Нет пророка в своём отечестве»). 1999 г. Саранск, Мордовский музей изобразительных искусств
А на кафедре русского языка в казахстанском университете есть целая галерея портретов русских классиков, в том числе и Александра Сергеевича.

Наивное искусство тоже не отстало)

Ольга Перегоедова. "Саша Пушкин – солнце русской поэзии".
И напоследок прекрасное... в музее при соборе города Ла-Сеу-де-Уржель (Испания) обнаружился Пушкин. Деталь фрески 14 века из церкви в деревне Кабделла.

Рядом написано "святой Пётр", но мы-то знаем...)))
Пост написан по материалам статьи Татьяны Синицкой Пушкин на иконах.
Надеюсь, вам было интересно.
Всем мира и добра!
#10картин #летниедни #стихи
|
</> |