святитель Василий Великий: Беседы на Шестоднев. Беседа 1.
mns2012 — 02.02.2022 По сей-то, говорят, необходимости выведенных умозаключений, должны были отвергнуть прежние мнения и составить свое предположение те, которые, для происхождения неба и звезд небесных, предположили пятое телесное естество. А иной, изобретательный на тонкости, восстав против сих умозаключений, расстроит и опровергнет их, введет же собственное свое мнение. И если мы предпримем теперь говорить о таких предположениях, то сами впадем в такое же пустословие, как и их изобретатели. Но мы, предоставив им низлагать друг друга, сами же, не касаясь рассуждений о сущности, и поверив Моисею, что «сотвори Бог небо и землю», прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою. Из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем наведение о Бесконечном, превысшем всякого величия, и по множеству Своей силы превосходящем всякое разумение. Хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столько удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить, как следует, самомалейшую часть мира, и чтобы воздать должную похвалу Творцу, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь.Два момента. Во-первых, пусть научники сами пустословят, низлагают друг друга и погребают своих мертвецов. Наша же цель — от созерцания красоты твари восходить к познанию Творца. Вот здесь и есть настоящая мотивация для занятия наукой. Другая не менее достойная мотивация — нравственная. Однако само по себе научное знание ради науки, из любопытства и пр. никакой духовной пользы не несёт. Более того: без веры в Бога от научной деятельности происходит в конечном итоге один вред. Стоит только посмотреть, до чего докатилась современная медицина.
Второй момент: человек не знает природы сотворенного, по мнению святителя. К недавнему разговору на эту тему в комментариях.