Святая нагота
fatherpenguin — 16.08.2010 Не знаю, как у уважаемых коллег по молебно-кадильному делу, а у меня в дни памяти юродивых всегда возникает некоторое умственное претыкание. Удивительный это подвиг – юродство Христа ради. И если для других категорий святых у нас есть, так сказать, масса «общих мест» – всегда более менее понятно, что можно сказать о мученике, о праведном, о святителе или о преподобном, – то встречая в святцах имя Христа ради юродивого, всякий раз сталкиваешься с совершенно особым миром, к которому неприложимы стереотипные суждения. Того, что может быть сказано об одном блаженном, нельзя сказать о другом.Такой совершенно особый мир являет нам блаженный Василий, Христа ради юродивый.
На иконах его всегда изображают нагим. Это соответствует исторической правде – блаженный Василий, кажется, в иконописном подлиннике так и описывается – «наг весь, в руце посошок».
Что это означает? Блаженный эпатировал москвичей, среди которых и руку до локтя обнажить в те времена считалось зазорным? Было ли это испытанием чьего-то целомудрия или демонстрацией бесстрастия? Был ли это какой-то тайный знак, какой-то хитроумный педагогический прием? Было ли это выражением какой-то мысли, какого-то иносказания? Может быть, ему просто одеться не во что было? Круглый год ходить голым, и в нашем-то климате!
Нет, нет, нет, нет и нет.
И вот почему.
Иногда обыденному сознанию юродивые представляются своего рода актерами, которые, сохраняя на самом деле привычный людям здравый смысл, на публике ведут себя абсолютно необычным образом – ходят без одежды или в лохмотьях, говорят непонятные вещи, совершают необъяснимые поступки. Но это крайне неверное представление. Такого рода лицедейство наш благочестивый народ раз и навсегда метко припечатал определением «юродство дурака ради», и в этом определении безошибочно угадывается мотив такого лицедейства – тщеславие и гордыня прежде всего, и еще скудоумие.
Подлинное юродство Христа ради – это не лицедейство, в нем нет никакой раздвоенности и конфликта. Подлинное юродство проистекает из глубин человеческого духа; здесь внешнее строго и органично следует за внутренним, и внешний облик юродивого, видимые другим его поступки являются прямым и непосредственным отражением того, что происходит во внутренней келлии его сердца. И уж менее всего юродство ориентировано на «внешнего потребителя». Юродство – это то, что совершается между Самим Богом и самим человеком. Это в подлинном смысле слова предельные отношения. «Никого в подлунной нет, только я и Бог» (с). Кстати, относительно большое число юродивых именно в русских святцах говорит нам о несомненном религиозном таланте русского народа, но это уже другой разговор.
Так о чем же свидетельствует нагота блаженного Василия, о какой особенности его внутренней жизни?
Признаться, тут можно голову сломать, изобретая версии, при этом каждая следующая будет более дурацкой, чем предыдущая. А между тем блестящий и, наверное, исчерпывающий ответ на этот вопрос дает нам богослужение: «День Господень всегда пред очима зря, премудре Василие, предстоял еси наг якоже судищу нелицемерному Сына Божия» (7 песнь 1-го канона утрени 2 августа).
Вот в чем дело, дорогие друзья! Это не фигура речи, не просто плетение словес; Церковь увидела и открыла нам в этих словах существо жизни блаженного Василия. Перед Судом Божиим, на котором явится полнота правды Божией, не имеют значения ни одежда, ни знания, ни заслуги, ни богатство, ни какие-либо иные знаки отличия, которыми так любят украшать себя люди. Ничего, ничего от этого суда не укроется. Блаженный Василий, нелицемерно полагая себя каждодневно на Божий Cуд и с невыразимой остротой переживая это грядущее (и уже совершающееся в его душе) событие, просто не мог, не умел поступить иначе, чем он поступал – сокровищем сердца своего он был научен, что ему подобает творити и глаголати. Для человека, действительно каждодневно предстоящего Божию Cуду, мертвы все людские условности и компромиссы, даже вполне себе здравые в рамках человеческого общежития; для него мертвы и холод, и голод, и другие приражения плоти.
Можно еще отметить, что и слова, и дела обличения людских пороков, произносимые и творимые блаженным Василием, всегда были плодотворны, и люди после встречи с ним реально изменяли свою жизнь. Он уже представил суду правды Божией всего себя, посему Господь поделился с ним властью судить и о делах других людей, и суд блаженного Василия не оставался бесплодным – он помогал рождаться в людях праведности.
Нравственное приложение я, с вашего позволения, скипну, оно тут совершенно очевидно.