Святая Крещенская вода
Бродяга О.А. — 18.01.2010Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня -
святая вода.
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих
людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу
спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого
таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой
водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты
человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех
предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых
домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд
со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с
молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими
только натощак.
“Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, -
имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею”. Она,
приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему
окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им
вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой
водой - и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять
продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его
словам, “сама все освящает”.
Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял
принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.
Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное
масло, - нет.
Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена
уже Крещением Самого Сына Божия?
Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божьею люди, всегда, до
смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, потому
всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в
окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус
Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее
слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на
землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа
истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь,
вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и
нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и
жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божьим,
таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но
и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел
распространению греховных нечистот, предотвращает умножение
гибельных следствий наших грехов.
Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение
плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую
нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и
питие поддерживать нашу жизнь? “Не роды плодов питают человека, но
слово Твое сохраняет верующих в Тебя”.
Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает
воду.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную
чистоту и святость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия
благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего
Духа.
Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды,
несет большое символическое значение.
Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для
освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке
с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной
стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия
устанавливаются три свечи - во образ Святой Троицы, освящающей и
просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище
Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем
символическом значении к евхаристической чаше - потиру (в переводе
с греческого - сосуд для питья) и также, как и потир, знаменует
Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой
образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое
основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви,
сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь
небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего
сосуда Божией благодати.
Теми же основными символическими значениями обладает и купель для
крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только больших
размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления,
называется великим по особенной торжественности обряда,
проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь
видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и
действительное освящение самого естества воды, через погружение в
нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после
заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений:
“Исполним вечернюю молитву нашу...”.
Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в
Крещенский сочельник, когда он бывает в какой-нибудь день седмицы,
кроме субботы и воскресенья. Если же Крещенский сочельник попадает
на субботу или воскресенье, то великое водоосвящение совершается в
конце вечерни.
В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается с
торжественным крестным ходом, известным под названием “хода на
Иордан”.
Великая агиасма (с греч. “святыня”, так называется вода, освященная
по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме
троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным
знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и
песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на
молебнах.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода
в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и
приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого
источника.
Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви агиасма - не простая вода духовной значимости,
но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и
земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как
своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда
по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и
запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам
оговорка: “Точию агиасму да пиет”.
Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский
сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны,
но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при
освящении воды употребляется один и тот же чин великого
водосвятия.
Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме
православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле
икон.
"Статья взята с сайта Храма Успения Пресвятой
Богородицы в Вешняках"
Текст отсюда