Своё – дороже. Полного импортозамещения российская экономика попросту не потянет
pbs990 — 26.09.2021 ОБОРОНКАСвое – дороже
Полного импортозамещения российская экономика попросту не потянет
Первов Михаил
06 сентября 2021
Фото: yandex.ru
Судя по летописям, ручное стрелковое оружие появилось на Руси в 1545 году. Однако первый русский пистолет ТТ (Тульский Токарева) приняли на вооружение только в 1930 году. Почти 400 лет офицеры русской армии стреляли из иностранного оружия самообороны.
С 1914 года авиаторы, кавалеристы и пехотинцы умоляли царское правительство снабдить армию легкими пулеметами, так как тяжелые максимы для них не годились – они именовались «крепостными станковыми пулеметами» и первоначально предназначались только для обороны стационарных укреплений. Но царское правительство приобрело лицензию на производство легких датских пулеметов Мадсена для строящегося завода в городе Коврове только в 1917 году. Так что история импортных поставок в Российскую армию началась давно.
Время американских лицензий
Придя к власти, большевики столкнулись с большими трудностями. Платить по царским долгам они не хотели и нарвались, говоря современным языком, на санкции. Но Германия после Версальского договора осталась обиженной и искала союзников. В 1922 году Москва и Берлин подписали Рапалльский договор и количество немецких специалистов в России резко возросло. Фирма «Юнкерс» получила в концессию завод в Филях (ныне Космический центр имени Хруничева) и начала под видом гражданских отработку новейших военных технологий. Благодаря «Юнкерсу» СССР приобрел и освоил технологию цельнометаллического самолетостроения.
Концессии скоро зашли в тупик и развернулись дискуссии, как быть дальше. Одни предлагали совершенствовать концессии, так как собственные руки не из того места растут. Другие требовали от концессий отказаться, закупать лицензии и производить все своими собственными руками, откуда бы они ни росли.
В сентябре 1927 год после серии провалов с освоением танковых пушек, самолетов и моторов Сталин пришел к выводу, что нужна покупка лицензий, благо, золота на Колыме достаточно, и написал Орджоникидзе: «Нам непременно потребуется командировка инженеров и вообще работников в Америку и Германию. Без этого ничего не выйдет. Скупиться на это дело грешно и преступно».
В 1929 году СССР приобрел лицензию на выпуск 37-мм противотанковой пушки немецкой фирмы «Рейнметалл». Позже на базе этого орудия и была создана знаменитая сорокапятка. Серия началась на одном из крупнейших артиллерийских предприятий страны – Московском орудийном заводе в подмосковном Калининграде (ныне РКК «Энергия» в городе Королеве). В 1931 году на завод прибыли немецкие специалисты. Началось освоение новейших танковых, противотанковых, зенитных и корабельных орудий по немецкой технологии.
В 1933 году СССР начал переговоры с зарубежными фирмами о технической помощи в области кораблестроения. В Германии и Швейцарии была заказана технология разработки и изготовления подводных лодок, судовых дизелей, газотурбинных установок, морской артиллерии крупного калибра. В Италии – технология строительства крейсеров, эсминцев и торпед.
Первые советские субмарины серии Д оснащали дизелями немецкой фирмы МАN. Следующие лодки, а также лодки серии «Щука» оборудовали коломенскими дизелями, построенными по лицензии МАН. Послевоенные подводные лодки проектов 611 и 613 были произведены на базе немецкого проекта Тип 21.
Итальянцы построили для СССР лидер эсминцев «Ташкент», а также поставили энергетические установки для легких крейсеров проекта 26. После провала создания первой советской торпеды 53-27 в 1938 году на вооружение принята копия итальянской 45-36Н. Год спустя по итальянской же технологии создана более совершенная торпеда 53-38, поступившая к началу Великой Отечественной войны на вооружение практически всех надводных кораблей и подводных лодок ВМФ СССР.
С американских авиадвигателей «Райт-Циклон» началась деятельность Пермских моторостроительного завода и моторостроительного ОКБ. Здесь под руководством авиаконструктора Аркадия Швецова по американской технологии создавались двигатели воздушного охлаждения для истребителей и военно-транспортной авиации страны.
Под руководством Владимира Климова по немецкой технологии от фирмы BMW было налажено производство двигателей для большинства советских самолетов с моторами жидкостного охлаждения.
Сталинградский тракторный завод был целиком построен американскими компаниями под Чикаго, затем его демонтировали и перевезли в СССР. Горьковский автозавод по договорам «Амторга» получил свыше 4500 единиц импортного оборудования и в 1932-м наладил выпуск грузовиков «Форд-А» и «Форд-АА». В 1930–1933 годах Московский автозавод начал серийный выпуск американских грузовиков «Автокар-5С» под именем ЗиС-5.
Попытки спасти высокотехнологичное производство на предприятии, создавшем «Буран», закончились тем, что обанкроченный Тушинский машзавод выставили на продажу на интернет-барахолке. Фото: yandex.ru
Импортозамещение, завоеванное в боях
После окончания войны в СССР была развернута огромная программа импортозамещения. В предвоенные и военные годы немцы умудрились создать и запустить в серию практически всю номенклатуру ракетной техники: баллистическую ракету дальнего действия «Фау-2», крылатую «Фау-1», тактическую ракету «Рейнботе», ЗУР «Шметтерлинг», «Рейнтохтер», «Вассерфаль», ПКР «Хеншель-293», ракету класса «воздух-воздух» «Хеншель-298», ракету для стрельбы по наземным целям Х-4 «Рурсталь», ПТР «Роткапхен», разработали проект первой в мире межконтинентальной ракеты А-9/А-10.
Ракетная документация и часть немецких конструкторов и инженеров попали в СССР, и советские специалисты воспользовались этим в полной мере. За 10 послевоенных лет на отечественной базе из отечественных материалов были созданы практически все виды ракетного оружия и даже космическая ракета. Огромное значение имело участие СССР в послевоенных локальных войнах и конфликтах. Сбитые в Корее новейшие американские самолеты Ф-86 «Сейбр», Ф-84 «Тандерджет», Ф-80 «Шутинг Стар» и другие были переправлены в Советский Союз и тщательно изучены специалистами. Все, что необходимо было скопировать, скопировали и освоили.
Еще больше вооружения и техники попало в руки советских специалистов в ходе войны во Вьетнаме. Генеральный конструктор Борис Бункин рассказывал автору статьи, что для допросов сбитых американских летчиков и изучения трофейной техники организовали три большие группы специалистов. Наиболее молодых отправили во Вьетнам. Вторая группа во Вьетнам не выезжала, а допрашивала американских летчиков в тюрьмах Владивостока. Третья в Москве получала все добытые сведения, анализировала их, дорабатывала авиационную аппаратуру и в кратчайшие сроки внедряла ее в серию.
В самый напряженный период боевых действий во Вьетнаме отпуска и выходные специалистов ЦКБ «Алмаз» отменили. Работали ежедневно до поздней ночи. Анализ боевого применения ЗРК во Вьетнаме позволил академику Александру Расплетину сформулировать основные требования к перспективному ЗРК С-300, который позже был признан лучшим в мире.
Думать головой, танцевать ногами
Долгое время автор статьи был знаком и дружил с директором Тушинского машиностроительного завода Игорем Зверевым, который рассказал много интересного об импортозамещении еще в 90-е годы. ТМЗ был передовым предприятием авиапрома, обладавшим самым лучшим в стране оборудованием и самыми высококвалифицированными кадрами. Здесь под руководством Зверева и собиралась наисложнейшая по тем временам техника – орбитальные корабли «Буран».
Как и следовало ожидать, с началом перестройки завод рухнул одним из первых, так как выпускал, пожалуй, самую дорогостоящую продукцию в СССР. Но потенциал был огромный, руководители завода решили не унывать и устроили дискуссию на тему, как жить дальше: сосредоточиться на высокотехнологичной продукции или гнать ширпотреб.
Гордость и самолюбие взяли верх, и завод приступил к разработке ветроэнергетических установок. Через три года создали ВЭУ с гарантией пять лет и обнаружили, что на Западе продаются ВЭУ с гарантией семь с половиной лет. Поднапряглись, создали ВЭУ с гарантией семь с половиной лет и обнаружили, что на Западе уже продаются ВЭУ с гарантией 10 лет. Вновь включились в работу, но обнаружили, что денег у завода нет, долги растут, арендаторы уже не спасают, а на Западе примеряются к ВЭУ с гарантией 15 лет.
Решив заняться предложением пессимистов, Зверев снарядил делегацию в правительство Москвы. Департамент торговли предоставил заводской делегации список продукции, поставляемой в Москву из Китая. Мэр города Лужков заверил Зверева, что с началом поставок продукции Тушинского завода по аналогичной цене все поставки этой продукции из Китая будут прекращены.
Товары из списка ничего сложного для завода не представляли. Быстро выбрали ряд товаров, в скорейшем освоении которых никто не сомневался. Но… вскоре выяснилось, что с себестоимостью ничего не выходит. Как ни снижали затраты, китайские товары с доставкой до Москвы стоили дешевле тушинских. Зверев мне тогда сказал с грустной улыбкой: «Ширпотреб мы уже переросли, а до высоких технологий еще не доросли».
Микроэлектроника – не все наше
Сегодня, по мнению специалистов, самой главной в России является программа импортозамещения микроэлектроники. На 2020 год в России было более 1600 организаций электронной промышленности. Из них только два предприятия разрабатывают ЭВМ с нуля. Одно занимается бортовыми ЭВМ, второе – стационарными компьютерами. Оба предприятия работают на ВПК. Все остальные либо до сих пор модернизируют ЭВМ, созданные в СССР, либо адаптируют зарубежные изделия к российской действительности, либо еле дышат.
В Зеленограде имеются два завода, способные выпускать СБИС – сверхбольшие интегральные схемы. Но несмотря на все усилия, оборудование этих заводов несколько устаревшее, потому заказы российским разработчикам приходится размещать в Тайване, Корее, Китае. При разработке и производстве в России имеются три главные проблемы.
Первая. Российские специалисты самой высокой квалификации рассказали мне, что их фирмы могут разработать микроэлектронику любой сложности, но при этом всей необходимой стране номенклатуры не смогут дать никогда. Этого не делает ни одна страна мира. 70–80 процентов микроэлектроники все равно придется закупать за границей.
Вторая. Производство в России уже сегодня не на высоте, а дальше в связи с санкциями будет хуже. Новейший завод по выпуску транзисторов по технологии 10 нанометров, не говоря уже о 2 нанометрах, стране не по карману. Цифры стоимости такого завода называют разные – четыре миллиарда долларов, десятки триллионов рублей… Мне запомнилось одно сравнение: цена такого завода превысит стоимость всего, что построила Россия за последние 30 лет, включая объекты Сочинской Олимпиады, Крымский мост, космодром Восточный и далее по тексту. Кроме того, оборудование все равно будет импортное, а его из-за санкций скорее всего не дадут. Выйти на себестоимость завод тоже не сможет, так как внутренних заказов мало, а зарубежный рынок закрыт опять же из-за санкций и жесточайшей конкуренции.
Третья проблема. Размещение производственных заказов на Западе и Востоке и раньше было проблематичным, а сегодня стало еще более сложным. Раньше корейские и тайваньские партнеры сетовали на то, что русский заказ позволяет им загрузить оборудование на… два часа работы. Кому это нужно? Сейчас ряд партнеров вообще отпал из-за санкций. Говорят, рикошетом санкционные проблемы возникают уже даже при работе с Китаем, в частности со связанными с США китайскими банками.
Михаил Первов,
член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского
Опубликовано в выпуске № 34 (897) за 7 сентября 2021 года
https://vpk-news.ru/articles/63730