Свободное племя

"В 20-е годы на Колыме часто менялась власть. Многие согнулись, сломались. Булдыкин — нет. Он молодой тогда был, крепкий. Жил со своей семьей и другими семьями рода вольно, как будто советской власти и нет вовсе. Кочевал по якутской Колыме, по Магаданскому краю, по Чукотке, ночуя на временных стоянках, сторонясь населенных пунктов. Туда, когда это было необходимо, Иван Булдыкин заходил один, обменивая пушнину на табак, чай, спички, патроны. Он и его сородичи были, и в то же время их не было — ни в одной переписи, ни на одной административной карте страны. Почти тридцать лет — всю великую сталинскую эпоху — Синий орел кочевал по Стране Советов. Наверное, это был единственный случай в ее ужасной истории, когда человек со своим народом жил — страшно сказать — на Колыме и притом был свободен.
Сейчас трудно в точности установить, каким образом кончилась вольная жизнь Синего орла Ивана Булдыкина, как его поймали. Заметили ли геологи с самолета в тундре дымки стоянки, сообщив властям, а те выслали оцепление НКВД и милицию, как рассказывали одни? Или, как считают другие, к началу 50-х местные власти уже точно знали, где кочуют вольные эвены, и не однажды выходили с ними на связь? Агитировали “за светлую жизнь”. Новые начальники клятвенно обещали ни в чем не ограничивать свободу эвенов-оленеводов, предлагали лишь где-нибудь осесть, обещали отдельный поселок построить. Дети смогут учиться, люди в белых одеждах будут хвори застарелые изгонять. Очень заманчиво.
Неизвестно, сам ли он принял решение. Но одновременно с запуском первого спутника Земли началась другая история эвенов. История с коллективным стадом, “агитбригадами”, гастролировавшими со спиртом, история с “хрустящими бумажками”, на которые обменивали оленей. Оглянуться не успели, как стали обычными советскими людьми. Да теперь это и не важно, силой или обманом загнали их в Советскую страну.
Власть обласкала Синего орла: председатель кочевого совета, депутат, орденоносец, он, видимо, не сразу понял, что произошло с ним и его народом, потерявшим вместе со свободой собственность и достоинство, язык и память — всё. Завершилось это трагически: в 1966 году пятеро мужчин села Березовки покончили с собой. Среди них был и Иван Александрович Булдыкин. Видимо, понял, что оказался игрушкой в руках власти и своими руками загнал свой народ в ловушку. Ничем он уже не мог ему помочь, защитить. Жизнь потеряла смысл."
|
</> |