рейтинг блогов

Светлый день 20 апреля

топ 100 блогов war_tundra20.04.2015 20 апреля 1942 года новые тяжёлые танки повезли показывать Гитлеру. По такому поводу я решил подготовить небольшую публикацию. Но писать я буду не о всем надоевшей истории создания Тигров в целом, а о некоторых интересных моментах, которые обчно упускаются и должным образом не описываются.
Светлый день 20 апреля

На фотографии выше один из первых собранных Tiger (P) на железнодорожной платформе. Обратите внимание на гусеницы шириной 500 мм. Обычно в книгах пишут, что это транспортные гусеницы, но ведь Tiger (P) перевозились во железной дороге и с гусеницами шириной 600 мм, и даже 640 мм. При этом с самого начала было ясно, что лишь гусеницы 600 и 640 мм могут обеспечить хоть какую-то проходимость 60-тонному танку. Вот знаменитая фотография, Tiger (P) с гусеницами 640 мм:
Светлый день 20 апреля
На ранних схемах VK 4501 (P) также можно увидеть узкие гусеницы. У меня есть только одно объяснение: железнодорожные платформы. Во всём Рейхе просто не было достаточного количества железнодорожных платформ для перевозки новых тяжёлых 55-60 тонных танков. Известно, что фирме Henschel пришлось строить платформы для своих Тигров. Такова ирония судьбы: один из лидеров железнодорожной отрасли построил танк, который менее всего пригоден для перевозки по железной дороге, хотя, казалось бы, лучше Henschel железнодорожную специфику никто не знал.

Так что я пока думаю, что дело было в железнодорожных платформах, хотя темой железных дорог 30-40-х годов я никогда особенно не интересовался, специфику не знаю. На первой фотографии видно, что танк с узкими гусеницами стоит на настиле, при этом и настил, и гусеницы выступают за железнодорожную платформу. А вот на второй фотографии другие железнодорожные платформы, гусеницы Tiger (P) лишь немного выступают за край. И это при том, что танк на первой фотографии уже на 28 сантиметров!

Кроме того, не стоит забывать о весе. Масса Tiger (H), подготовленного к транспортировке, составляет около 52,5 тонн (это в теории, хехе). Боевая же масса намного больше - 57 тонн. И это понятно, танк с более узкими гусеницами и без одного ряда катков без боекомплекта и топлива весит намного меньше. Видимо, то же произошло с первым отправленным Tiger (P): пытались облегчить танк и вписать его под габариты имеющейся платформы, до этого немцам приходилось перевозить Pz III и Pz IV, которые были более чем в два раза легче и намного уже.

Светлый день 20 апреля

В нашей литературе давно наметилась нехорошая тенденция. Одни танки принято хвалить, а другие - ругать. Хороший тому пример - Jagdpanzer 38(t), неудобная, тесная и слепая машина на перетяжелённом шасси. Но его у нас часто хвалят, при этом приписывают те достоинства, которыми он не обладал. Пишут, например, о хорошей подвижности Хетцера, хотя как раз подвижностью он не блистал. Tiger (P) как раз входит в число тех танков, которые принято ругать. Его достоинства часто игнорируются, зато сочиняются недостатки, которыми танк в действительности не обладал.

Мифы и легенды Древней Греции:
* Из-за длины Tiger (P) плохо разворачивался не месте
* Электротрансмиссия ненадёжно работала
* Сложности при эксплуатации в войсках из-за электротрансмиссии
* Применённая схема трансмиссии была революционной и совершенно не доведённой
* Заднее расположение трансмиссии делало танк более приземистым
* Первый вариант Тигра Порше оснащался катками с резиновыи бандажами (да, я и такое читал)

Игнорируемые реальные недостатки:
* Пожароопасность при старте двигателей из-за паров топлива в моторном отделении
* Проблемы с охлаждением двигателей
* Неудачная система смазки, которую переделывали прямо на ходу
* Недостаточное качество брони первых корпусов
* Недостатки в эргономичности первого варианта башни Крупп
* Перегруженность электромотора, вращающего башню

Взять хотя бы первые испытания. Tiger (P) с гусеницами 500 мм, естественно, сразу после выгрузки застрял. Многие исследователи, не удосужившись как следует разобраться в матчасти и не знающие о разных гусеницах, переносят неутешительную проходимость первого шасси вообще на все Тигры Порше.

Вообще, информации по испытаниям дошло совсем немного. То, что можно прочесть в книгах, во многом основано на воспоминаниях таких людей, как Эрвин Адерс. Понятно, что воспоминания - это не точные технические отчёты, в них есть масса несостыковок и ошибок. Тот же Эрвин Адерс пишет о дизельных двигателях воздушного охлаждения, хотя на Тигре Порше стояли бензиновые двигатели воздушного охлаждения. Что касается ездовых испытаний, то тут тоже очень много домыслов. Некоторые пишут, что длинный Tiger (P) с трудом разворачивался на 90 градусов, а вот короткий и более приземистый Tiger (H) крутился без проблем. Пишут также, что гусеничные цепи Tiger (P) были очень длиными и, как следствие, тяжёлыми, ещё более перетяжеляя танк.

Ну, с первым разобраться очень просто, достаточно сравнить габариты танков:
Светлый день 20 апреля
Как видно, танки очень схожи по габаритам, разче что корпус Tiger (H) чуть выше и короче. Что касается перетяжелённых гусениц, то грамотеи видимо не знают, что вес гусениц зависит не только от длины, но и от ширины, поэтому далеко не факт, что гусеницы Tiger (P) тяжелее.

Светлый день 20 апреля
Другая интересная машина - VK 3601 (H). Увы, он, как и Тигр Порше, остался в тени Tiger (H), поэтому об этой машине мало пишут. До нас дошло видео VK 3601 (H) на ходу, его можно увидеть в документальном фильме Hundert Jahre Deutschland (где-то в первых шести частях). У сожалению, именно первых шести частей в интернете мне найти не удалось, выложенные видео как назло начинаются с седьмой части. Есть лишь один кадр в жутком качестве. Зато на одном из видео засветился его предшественник - VK 3001 (H) без башни.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
. Обама: « Я продолжаю надеяться, что мистер Трамп не станет президентом… И я думаю, люди понимают, что быть президентом — это серьёзная работа. Это не организация реалити-шоу и не маркетинг» Насчет реалти-шоу ничего не знаю, а вот что касается Трампа, ответ очевиден: затем и пот ...
Минтимер Шаймиев уходит с поста президента ТатарстанаМинтимер Шаймиев после ...
Футуристический вид этого самолета вначале вызывает сомнения.Это на самом деле было? Создано в 40 годах? И даже летало? Northrop XB-35 / Northrop YB-35— экспериментальный (XB-35) и предсерийный (YB-35) бомбардировщик с компоновкой «летающее крыло» производства Northrop Corporation. ...
Cat (15:35:40 22/02/2011) В связи с переводом милиции в полицию Открытое письмо Д.М. Медведеву от учителей России: Дмитирий Анатольевич, мы согласны на переименование учителя в мучителя с установлением минимальной заработной платы как у господина ...
В России власти ...