СВЕТИЛЬНИК ПОД СПУДОМ (17)

топ 100 блогов sergey_v_fomin09.02.2025 СВЕТИЛЬНИК ПОД СПУДОМ (17) 52.jpg
Сергей Николаевич Дурылин. 1929 г.



СВЕТИЛЬНИК ПОД СПУДОМ (17) 108.jpg
М.А. Новоселов и отец Сергий Дурылин. Около 1925 г.

«…Вспоминается мне сейчас, когда я пишу эти строки, – писала Валерия Дмитриевна, – рассказ Михаила Александровича о том, как он встретил в те годы [1925–1926] однажды на улице Сергея Николаевича Дурылина, который вернулся из ссылки. Михаил Александрович уже знал, что Дурылина выходила от тяжелой болезни, прямо сказать, спасла, сосланная с ним в одну местность не то послушница, не то молодая монахиня. Было известно, что они теперь жили вместе, и, как круги по воде, расходились и множились разговоры о том, что, переступив через обеты, они живут теперь как муж и жена.
Кто знал об их подлинной жизни и подлинных отношениях? Конечно, они полюбили друг друга, потому что, перетерпев и пересуды и осуждение, вместе дожили до старости. Не знаю, так ли, но говорили о том, что Дурылин должен был снять с себя сан – он стал позднее известным искусствоведом. Знаю только, что в их квартире оставался образ Спасителя и никогда не угасала перед ним лампада.
Рассказ об этой встрече на улице с Дурылиным у Михаила Александровича был короток и заключался в том, что Дурылин, увидев старого друга, бросился к нему на шею со слезами, а Михаил Александрович не оттолкнул, но и не смог ответить участием на его порыв, предоставив Дурылина одного его судьбе. Хорошо помню, что что-то меня тогда в этом задело.
Как понятно теперь, что оба они были правы. Ведь Олег [Поль] писал и писал о возможности любви двух людей – мужчины и женщины, сохраняющих чистоту друг друга, но живущих рядом. Может быть, и здесь блеснул свет писем Иоанна Златоуста к Олимпиаде, о которых часто упоминает Олег? Но время наше было суровое, и Михаил Александрович Новоселов стоял на страже последних оплотов Церкви – мог ли он тогда рассуждать о чем-то другом? Для моего же сознания тогда это была и вовсе непосильная задача: нужно было соединить несоединимое, а мне это не удавалось и в собственной судьбе.
Сейчас я думаю, что на последнем Суде найдут оправдание обе правды: и тех, кому удалось пройти свой путь по прямой, и тех, кто прокладывал собственной судьбой какие-то новые пути, никому из окружающих не понятные. Может быть, это были уже знаки нового времени, о котором только что говорила Олегу схимница Серафима, – монашество в мiру?» [192]


СВЕТИЛЬНИК ПОД СПУДОМ (17) 109.jpg
(Справа налево): иеромонахи Арсений (Борис Корди, 1907–1937), Даниил и Онисим (Олег Владимiрович Поль, 1899–1930) на Змейке на Кавказе. Около 1927 г.

Лишь совсем недавно многие недоумения получили наконец разрешение.
Предоставим вновь слово Е.А Крашенинниковой, автору драгоценных воспоминаний о духовной стороне жизни того, кого давно уже привыкли числить исключительно по разряду людей ученых – искусствоведов, театроведов, филологов: «В один из дней Ирина Алексеевна [Комиссарова] рассказала мне историю жизни Сергея Николаевича и свою. “Я всегда была очень верующим человеком, поэтому оказалась в сестричестве у отца Алексея Мечева. У отца Алексея бывал и Сергей Николаевич, читал беседы прихожанам. Я скоро увидела, что он от голода падает в обмороки, и старалась его подкормить “ржаной кашей”. Когда Сергея Николаевича после тюрьмы отправили в ссылку в Челябинск, отец Алексей благословил меня сопровождать Сергея Николаевича в ссылку, сказав, что Сергею Николаевичу нужна мать, без этого он погибнет. Я дала согласие и мы поехали”. [...]
Через несколько лет Ирина Алексеевна рассказала своему секретарю, моему лучшему другу, что Сергей Николаевич никогда не снимал с себя сан. Они воспользовались слухами о снятии сана и не опровергали этих слухов. Она сообщила, что никакого брака между ними не было, ни гражданского, ни тем паче церковного. Очень трудно было уходить от вопросов собирающих материалы о Сергее Николаевиче: где регистрировались. Но уйти все-таки всегда удавалось» [193].
Одним из ценнейших источников являются воспоминания сына любимого ученика С.Н. Дурылина – Николая Чернышёва, ставшего последним из его воспитанников, – Сергея, принявшего монашеский постриг с именем Варфоломей.
Предлагаемый далее фрагмент приведем мы не по сборнику, вышедшему в московском издательстве «Никея», в котором эти воспоминания при публикации подверглись неоговоренной цензуре, а по выходящему в Костроме научно-богословскому журналу «Ипатьевский вестник» (2022. № 2 (18). С. 157-181), где их напечатали без купюр.


СВЕТИЛЬНИК ПОД СПУДОМ (17) 110.png
Монах Варфоломей (Сергей Николаевич Чернышёв).

«Некоторые, – пишет отец Варфоломей, – считали Ирину Алексеевну Комиссарову женой С.Н. Дурылина. По благословению праведного Алексия Мечёва она была келейницей целибатного священника о. Сергия. Её святой Алексий благословил ехать за о. Сергием в ссылку в Сибирь в 1922 году. С этого момента жизнь её целиком посвящена заботам об о. Сергии, человеке творческом и непрактичном. На гонорар от одной из его книг она в 1930-х годах построила для него дом в пос. Болшево под Москвой и стала хозяйкой этого дома. Ныне в доме мемориальный музей С.Н. Дурылина. В 30-х годах для маскировки священнического служения о. Сергия они оформили брак в ЗАГСе. При этом у Ирины Алексеевны осталась фамилия Комиссарова. В некоторых публикациях ошибочно указана двойная её фамилия.
Много свидетельств того, что брак их был фиктивным, оформленным для советской власти. За то говорит, прежде всего, отсутствие детей, не только общих, но и вообще детей, так как с молодости они жили в служении Церкви и ближним. До благословения ехать к о. Сергию в ссылку, Ирина при церкви святителя и Чудотворца Николая была постоянной прихожанкой, помощницей клира в храме и за его стенами, где она посещала, кормила и обихаживала слабых и больных. Наряду с работой это занимало всё её время. Её личная жизнь была служением ближним. Её-то добрую, трудолюбивую, целомудренную и сообразительную, избрал святой праведный Алексий из моря своих духовных чад, чтобы помогать ссыльному своему сослужителю о. Сергию, который был поглощен целиком интеллектуальной и духовной жизнью.
С момента благословения прав. отца Алексия они жили рядом. Я жил у них в доме по много дней и видел их общение, которое всегда было деловым. Ирина Алексеевна глубоко уважала Сергея Николаевича, создавала ему условия для работы, взяв на себя все хлопоты по строительству дома, потом по его содержанию и ведению домашнего хозяйства и даже полностью взяла на себя общение с журналами и издательствами, в которых печатались его произведения. В делах издательств ей несомненно способствовало свидетельство о браке.
То, что они оформили брак, послужило поводом для некоторых христиан считать, что о. Сергий женился и, следовательно, не может более служить, как священник. Такая мысль даже просочилась в книгу о святителе и исповеднике Афанасии (Сахарове) [194], изданную ПСТГУ, где в примечании на стр. 610 […] упомянут факт его женитьбы уже после участия во Владимiрской тюрьме в составлении Службы. По факту этого примечания я посетил ректора ПСТГУ (тогда института), главного редактора книги прот. Владимiра Воробьева. Он признал ошибку и благословил меня в тираже на складе внести исправления в уже отпечатанные экземпляры книги, что я и выполнил, исправив многие сотни экземпляров, но не весь тираж» [195].
В другом месте своих воспоминаний об отце Сергии Дурылине отец Варфоломей пишет: «Ирина Алексеевна внешне была как крестьянка-колхозница: стрижка под комсомолку 20-х годов, простая одежда, народная речь. Думаю, что это была часть конспирации: такая вот пролетарского вида “жена” Дурылина приезжала в качестве его представителя, доверенного лица в редакции, издательства, разные организации» [196].
Уже после кончины своего духовного отца, вспоминая об их долголетней жизни под одной крышей, Ирина Алексеевна пишет: «Когда Сергей Николаевич спрашивал меня, не тягощусь ли я жизнью своей, ему был всегда один ответ: “Твой труд – моя радость жизни”. Его эти слова поддерживали» [197].


Примечания
[186] «Под тенью века. С.Н. Дурылин в воспоминаниях, письмах, документах». С. 244-245.
[187] «Христианское чтение». Журнал Православной Духовной академии. СПб. 1992. № 7. С. 45.
[188] С.И. Фудель «Воспоминания». С. 45-46.
[189] С.М. Голицын «Записки уцелевшего». С. 723.
[190] «В поисках Святой Руси». Из писем А.Н. Руднева к В.И. Леоновой // «Надежда». № 6. Франкфурт-на-Майне. 1981. С. 353.
[191] «Под тенью века. С.Н. Дурылин в воспоминаниях, письмах, документах». С. 244-245.
[192] В.Д. Пришвина «Невидимый град». М. 2003. С. 368-369.
[193] Е.А. Крашенинникова «Храмы и пастыри» // «Альфа и омега». Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М. 1999. № 3. С. 278-279.
[194] «Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского». Сост., предисл. и примеч. О.В. Косик. М. Изд. ПСТБИ,. 2000.
[195] https://cyberleninka.ru/article/n/sergey-nikolaevich-durylin-uchenyy-i-taynyy-svyaschennik-sovetskoy-epohi
[196] «Под тенью века. С.Н. Дурылин в воспоминаниях, письмах, документах». С. 542.
[197] Там же. С. 178.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Солидаризм это про то как скотник с фермы решает государственные задачи. Вся ципсота южнорусская этим занята, решением государственных задач, хотя их никто на это не ...
Девочки, помогите расставить все по полочкам, пожалуйста! Имеем дочь, 3,5 года. С младенчества пищевая аллергия, проявляется на коже + постоянные запоры до 3х дней. Прививки не ставлю, лекарства, аб и пр. не даю (да и не болеет,в общем). К врачам отношусь предвзято, т.к грамотного ...
Привезли мне съедобный сувенир из Евросоюза, точнее из Латвии. Кусочек сыра, в красивой упаковке, с золотыми буковками, с аборигеном-сыроваром, все как положено. Сыр надо сказать вкусный, а-ля "Пармезан", даже хрустит так же. Все бы здорово, если бы не один досадный нюанс ... Когда ...
Тысячи семей бывших военнослужащих в десятках военных городков Подмосковья, встретят зиму без тепла и в аварийных условиях, - опасных для жизни! После значительного сокращения частей ПВО и других воинских подразделений в Московской области, ...
Обвинительное заключение стало приговором 27 декабря Хамовнический суд Москвы начал оглашение приговора по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. С первых же слов стало понятно, что приговор обвинительный. Судья Виктор ...