Сверхлегкая авиация — страшная и опасная штука?!
akeon — 24.02.2012 После моего поста с подарочными сертификатами, Люба (aka alisa_liddell) разместила у себя закрытый пост, где поделилась радостью приобретения подарка для мужа. Так вот, в этом посте был один ответный коммент, который меня сначала разгневал. Потом, подумав, я решил обратить гнев в продуктивную дискуссию. А теперь, полагаю, будет полезно вынести эту дискуссию на всеобщее обсуждение. К сожалению, авиация — такая хитрая область, которая так или иначе касается многих, и вокруг авиации существует огромное число разных профанов, «имеющих точное мнение, или знакомых с которыми случилось, или друзей, которые летают и которые говорили, а им можно доверять». Но в авиации столько нюансов, которые человеку со стороны бывают не то что непонятны — большинство даже не подозревают об их наличии! — что спекуляций вокруг безопасности полетов, различных происшествий и катастроф плодится бесконечное количество.С некоторых пор я стал считать своим долгом не только дарить людям полет, но и делиться тем, что происходит внутри этого огромного мира, именуемого Авиацией. Притом, так как лично я имею отношение к довольно узкому его фрагменту — сверхлегкой авиации — то и рассказываю лишь о том, в чем уже разбираюсь лично. При этом, чем дальше, тем больше понимаю ответственность не только за полет, но и за каждое публично произнесенное слово. Я понимаю, что все равно найдутся любители «отинтерпретировать» и «разъяснить как оно на самом деле». Уповаю лишь на то, что я, хотя и заинтересованное лицо, но, все-таки, в первую очередь, человек, который безумно любит небо и хочет летать долго и счастливо, делясь радостью полета с окружающими. И все мое оружие — правда, и реальность, которую я лично наблюдаю и создаю своими полетами.
Вот об этой правде и реальности я хочу поговорить.
Для начала вернусь к Любиному ЖЖ и процитирую ответ на ее пост, который вызвал во мне негодование:
«Главное что бы сели. А то с этими СЛА (сверхлегкая авиация — А.)... Почти как с мотоциклами только в случае чего выживать уже нечему :(. Пока будет в небе молись чтоб ничего не отвалилось от этой странной птички и борей не вздумал резко поменять настроение.»
Потом еще:
«Очень на это надеюсь. у меня оч хороший знакомый разбился на такой хреновине. увлеченный был, рекордсмен россии по длительности полета и вообще отличный спортсмен. всю нашу компашку тогда затащил в свой дельтаклуб. пока живой был. а потом бац и нету мужика.»
И еще (уже в ответ на мое, признаюсь, не самое вежливое возмущение):
«Не умничайте. Мотоциклисты они тоже думают то на машине едут. До первой аварии. А в случае СЛА — аварии — фатальны. любая техника отказывает. Я тоже весьма восторженного мнения о СЛА был пока друг не разбился.»
На это я ответил так подробно и развернуто, как смог — в надежде, что человек найдет силы перешагнуть через свое горе и услышать доводы разума от человека, который три года в этой теме, налетал какие-никакие, а свои 60 часов и успел лично побывать в паре неприятных ситуаций. Итак, вот мой ответ, который, я уверен, будет полезен для прочтения всеми читателями моего журнала, и даже хорошо если выйдет за его рамки.
«Я не буду обсуждать причины гибели вашего друга — в среде летчиков не принято делать умозрительные заключения. Тем более, что я вам сочувствую.
Но ваши рассуждения, основанные лишь на самом факте этого события, совершенно дилетантские. У меня были случаи отказов. У каждого летчика, которые со мной летают (кроме, разве что, совсем начинающих) какой-нибудь случай, да был. Техника отказывает — тут вы правы. Но вот то, что в случае сверхлегкой авиации они фатальны — это совершеннейшая чушь. Я за три года достаточно много чего успел увидеть. Так вот, исходя из моего опыта, из практики более опытных коллег, летающих на десятилетия дольше меня, я видел, что все фатальные случаи — это когда пилот чего-то не учел. Вы, наверное, не в курсе, но на дельталетах (это я просто в качестве примера) многие системы дублируются. Это касается самых ответственных узлов. Если у пилота есть голова на плечах, он способен свести риски к минимуму.
Вот вам живые примеры (причем, самые вопиющие, замечу): у моего инструктора перед посадкой от педали оторвался тросик газа — недоработка конструкции конкретной модели аппарата. Пассажиром у него в это время был мой родственник. Ситуация, в которой это произошло, была настолько неудачной, что другой мог бы и не справиться. Инструктор, летающий на балансирной технике с
А другой случай окончился нехорошо. Начинающий паралетчик, купив свой аппарат, взявший четыре урока и решивший, что этого достаточно, решил «просто поездить с крылом по полю», при этом еще не счел необходимым пристегиваться. До этого он уже «целых четыре раза самостоятельно взлетал». Не справился с выводом крыла в устойчивое положение, его развернуло, рука попала под винт. Лишился двух пальцев. Выводов не сделал, их за него сделали другие: на аэродроме он больше не имеет права запускать аппарат без ведома нач. аэродрома.
Чувствуете разницу между одним случаем и другим? В одном вопиющий и редчайший отказ техники, и все живы. В другом — исправная техника и потерянное здоровье.
В летном деле всякое бывает. Но фатальны не отказы. И уж тем более не сверхлегкая авиация. Фатальность в голове летчика.
Вы, пожалуйста, не думайте, что пилоты — это такие безголовые идиоты, у которых в глазах доллары и страсть к экстриму. Даже если такие и попадаются (без подобных людей, увы, ни в каком деле не обходится), то их меньшинство, ибо долго не живут. Большинство же — это люди, которые любят летать, и хотят это делать долго и счастливо, а не в больнице или гробу валяться. У них семьи и дети, им так же как и другим есть что терять.
Так что я прошу вас не грести под одну гребенку всю сверхлегкую авиацию (тем более, вы, похоже, не очень-то и разбираетесь во всем ее многообразии и особенностях). Постарайтесь перешагнуть через свою боль и посмотрите непредвзято на тысячи людей по всему миру, летающих на крошечных аппаратах. Летающих на них, между прочим, даже вокруг земного шара."
Как-то так, друзья. Как было верно написано в книге известного украинского дельталетчика, «все аварии и летные происшествия случаются в голове пилота». Техника подводит — да, такое бывает. И меня подводила. Но если быть собранным и внимательным, тренироваться, то риски можно свести к приемлемому минимуму. Тогда как радость от полета — я точно знаю :)! — ее ни с чем другим даже близко не сравнить.