Свердловская детская железная дорога

Детская железная дорога в Екатеринбурге является структурным подразделением Свердловской железной дороги и занимает лесную часть Центрального парка культуры и отдыха имени Маяковского.

По детской железной дороге курсирует самый настоящий состав, имеющий тепловозы и вагоны, также ДЖД обладает своим собственным вокзалом, станциями и платформами, с настоящей железной дорогой ее роднит и наличие путепроводов, переезда и пешеходного мостика. Оборудование детской железной дороги вполне взрослое: она имеет свое собственное депо и котельную, на пути следования поезда установлено несколько железнодорожных светофоров и стрелок, действует локомотивная связь.

Детская железная дорога Екатеринбурга имеет хорошее оснащение даже по нынешним меркам, а в момент своего появления в 1960 г. ее составляющие были пределом мечтаний. Каждый из остановочных пунктов имеет высокую платформу, также на перегоне Центральная-Солнечная есть стальной путепровод, служащий пешеходным мостиком, а железобетонная конструкция, установленная позади платформы станции Пионерская, выполняет роль пропуска железнодорожного пути над дорожкой для пешеходов.

В парке подвижного состава имеется 5 действующих локомотивов, 2 паровоза и 11 вагонов. Курсирующий сейчас состав носит название «Юный Уралец», в процессе следования он проходит через остановочные пункты Екатеринбург-Детский, станции Юбилейная, Центральная, Пионерская и Солнечная. Остановка, а также посадка и высадка пассажиров осуществляются на каждом остановочном пункте, покупка билетов происходит на станции Екатеринбург-Детский. На каждой станции поезд стоит не более трех минут. На базе ДЖД функционирует музей железнодорожной техники, в коллекции которого свыше 70 экспонатов, 30 из которых находятся рядом со зданием детского вокзала.

Ежегодно на ДЖД проходит обучение свыше 700 мальчиков и девочек, курс обучения составляет 3–4 года. Набор группы для первого года учебы проходит среди учащихся пятых классов, прощаются со школой юных железнодорожников дети, уже учась в седьмых и восьмых классах. После теоретического и практического курсов обучения ребятам становятся доступны 20 железнодорожных профессий, наиболее популярной является машинист. Также многие выбирают специальность дежурного по переезду, спросом пользуются и должности проводника и главного кондуктора.

На базе ДЖД работает технопарк для детей «Кванториум», где посетители могут взаимодействовать с дополненной и виртуальной реальностями, попробовать свои силы в хай-тек мастерских или заняться промышленным дизайном.

Вопрос о создании детской железной дороги в Свердловске был поднят по инициативе городской комсомольской организации города и ветеранами железнодорожного транспорта в конце 1958-го года. Идея строительства широко обсуждался на страницах советской печати и собраниях рабочих. Идея создания Детской Железной Дороги получила финансовую поддержку партии.
Проект Детской Железной Дороги разрабатывали специалисты института Уралгипротранс. Осенью того же года в живописном лесном массиве Центрального парка началось строительство Детской Железной Дороги.
Одновременно со строительством дорожный дом пионеров начал подготовку юных железнодорожников. Эту работу взяли на себя ветераны труда.

4 июля 1960 года вышел приказ Начальника Свердловской железной
дороги об открытии и обслуживании нового объекта железнодорожного
транспорта, который впредь стали именовать Малой Свердловской
железной дорогой.
Железная дорога была торжественно открыта 9 июля 1960 года. Первым
машинистом, который повёл поезд по Малой Свердловской, стал ученик
9 класса 39-й школы.

9 мая 1961 года вышел приказ Свердловского горкома ВЛКСМ “О ПРИСВОЕНИИ МАЛОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ДОРОГЕ ИМЕНИ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО”. Так же в 1961 году на детской железной дороге организован кружок железнодорожного моделизма, который действует и по сей день.

С 1962 года ДЖД является неоднократным участником ВДНХ СССР, более 80 юных техников награждены медалями «Юный участник ВДНХ СССР». К 1979 пионерский поезд совершил «кругосветное путешествие», пройдя более 50.000 км и перевезя 1.000.000 пассажиров.

В здании вокзала третий этаж полностью отведен под нужды пассажиров станции «Екатеринбург — детский». Там есть зал ожидания, билетные кассы, медицинский кабинет и служебные помещения, такие, как кабинет дежурного по станции, поездного диспетчера и другие. Поезда прибывают по эстакаде на платформу, с которой сразу можно попасть на третий этаж.

