Свежая "Дюна" и ещё немного Вильнёва
andeadd — 18.09.2021 Вот уже лет десять Дени Вильнёв - мой любимый режиссёр, поэтому после каждого свежего шедевра обновляю список его лучших фильмов.Сегодня сходил на "Дюну", поэтому...
* * *
"Дюна" - 8,5/10
Тот случай, когда с фильмом настолько всё ясно, что можно отрецензировать его парой фраз.
Фраза №1, вступительная, аксиоматическая:
Дени Вильнёв - МАЭСТРО аудиовизуальных искусств.
Фраза №2, основная, содержательная:
В х/ф "Дюна" Вильнёв впервые в своей карьере откровенно и с удовольствием забил на ВСЁ, кроме той области, в которой он маэстро.
То есть "Дюна" - это два с половиной часа того самого чудеснейшего вильнёвского аудиовидеостиля, который так ВШТЫРИВАЛ нас в "Прибытии" и "Бегущем 2049". Но на этот раз ВНУТРИ этой красоты - абсолютное ничто. Интересный сценарий, объемные персонажи, моральные дилеммы и всё прочее - нахрен! не нужно!
Восхитительное развевающееся на горячем ветру платье, а под ним - пустота.
- Гюльчатай, открой личико.
А личика-то и НЕТ.
Конечно, даже при всём этом "Дюна" на порядок круче 95% современных фантастических фильмов, но будет очень, очень печально, если Вильнёв и дальше будет продолжать в том же духе. Пока не поздно, вернись к ОСМЫСЛЕННОМУ кино, Дениска!
Ниже - немного о прежних его работах.
* * *
"Бегущий по лезвию 2049" - 9,5/10
Месседж фильма неотвратимо попадает в самое ПОДВЗДОШЬЕ любому зрителю, интересы которого простираются хотя бы немного дальше телесериала "Физрук" и просмотра смешных роликов на ютубе.
"Человек разумный" агонизирует, и уже никто, по большому счету, не понимает, кто мы, зачем мы и имеем ли мы право существовать - или мы и не существовали никогда, и это был просто невероятный по своей абсурдности сон длиною несколько тысяч лет.
Центральный эпизод фильма - это, конечно же, встреча Декарда с клоном Рэйчел и его отчаянная реплика насчёт цвета её глаз. Декард понимает, что ему как человеку уже не на что опереться; рухнули все подпорки, на которых наше "Я" держалось с грехом пополам, и Человеку открылась абсолютная пустота, в которой всё едино - и люди, и клоны, и святая истина, и фантазия, и душа, и новейший процессор RN-538A.
Последнее, на что мы можем надеяться, - это некое в чистом виде ВОЛЕВОЕ решение, не имеющее под собой НИКАКИХ рациональных оснований - можно попытаться воткнуть меч в ПУСТОТУ и сказать: "Здесь - территория Человека". Но мы сами понимаем, что такая попытка обречена на провал; в реале никто нам не будет подыгрывать, как подыграл Декарду Неандер Уоллес, убив клон Рэйчел и сохранив таким образом (хотя бы на время) остатки человечности Декарда.
* * *
"Прибытие" - 9/10
Экранизация сверхпопулярной повести Теда Чана; фанаты первоисточника не перестают ныть, что Вильнёв так мутно и противоестественно выразил замысел книги, что головой понять его нереально.
На это хочется возразить: всё, что надо, зрители "Прибытия" поняли если не мозгом, то интуитивно - ЖОПОЙ и остальными фибрами души. Да, настолько велик талант Вильнёва.
* * *
"Пленницы" - 9,5/10
Это, наверное, единственный в истории мирового кинематографа фильм, где ИДЕАЛЬНО сочетаются три одинаково мощных слоя - драма, триллер и детектив, и всё это - с отчетливым МЕТАФИЗИЧЕСКИМ привкусом.
Гениальное кино с лучшей Мужской Парой эвер - Джилленхол в роли неприлично красивого полицейского и Джекман в роли шизоидного отца пропавшей девочки. Смотрел раз восемь и ещё буду.
* * *
"Убийца" - 9/10
"Убийца" послабее, чем "Пленницы", но если вас поразило "Прибытие" и вам хочется продолжения примерно в том же духе, то именно "Убийца" - лучший выбор. Вместо гигантского космического корабля - Хуарес, город с самым высоким уровнем преступности в мире, вместо гектаподов - татуированные от затылка до пупка мексиканские бандиты. Соответственно, сюжет тот же - столкновение цивилизованного человека с иным разумом.
Музыкально, визуально и идеологически "Убийца" неотличим от "Прибытия", ну разве что кровищи тут в 600 раз больше.
* * *
"Водоворот" - 7,5/10
Смотрите, какая интересная штука: "Водоворот" Вильнёв снял аж в 2000 году, но здесь есть странный эпизод-аппендикс, никак не влияющий на сюжет - подруга говорит главной героине: "Я вдруг поняла, почему наука так медленно развивается - потому что учёные из разных стран говорят на разных языках! Им просто надо придумать свой общий язык!". И вот через 16 (!) лет в "Прибытии" Вильнёв возвращается к теме поиска общего языка и триумфально её раскрывает.
И отдельное спасибо за замечательную фразу "ЛЮБОЙ поступок человека - это протест против смерти" (видать, Вильнёв в курсе про диурн и ноктюрн), причём, протест жалкий и бессмысленный - фильм именно об этом.
* * *
"Враг" - 7/10
Фильм весьма серьезно интригует, но разгадка оказывается слишком мелкой и банальной.
И что уж точно нельзя простить - Джилленхол здесь на три порядка менее сексуален, чем в "Пленницах"; Вильнёв дал ему моджо, Вильнёв и взял.
* * *
"Пожары" - 6/10
"Сила ночи, сила дня - одинакова х*йня". Или вот: "А нам всё равно, что малина, что говно". И ещё: "Х*й и п*зда из одного гнезда". В общем, у русского народа есть множество поговорок на тему того, что всё вокруг - единый квантовый суп, и что все попытки этот суп как-то дифференцировать приводят только к страданию и боли. "Пожары" иллюстрируют ту же самую мысль МАКСИМАЛЬНО грубо и эффективно.
Любопытно, что точно так же, как в "Водовороте" на ровном месте упоминались лингвистические проблемы, в "Пожарах" без всякой привязки к сюжету упоминается сиракузская последовательность. Значит ли это, что Вильнёв скоро снимет масштабное кино и на эту тему?
* * *
"Техникум" - 5/10
В 1989 году в Политехнической школе Монреаля смурной юнец расстрелял из винтовки 14 учащихся-девушек. Мотив объяснил в предсмертной записке: "Ненавижу феминисток". В фильме Вильнёв с практически документальной точностью воспроизводит эти мрачные события.
Тот случай, когда оценивать фильм очень сложно; но, думаю, истерической киноманской радости он никому не доставит.
* * *
Не знаю, как дальше будут идти дела у Вильнёва, но по-любому он [в большинстве случаев] молодец. Если и не знает ответов - знает, как поставить ВОПРОСЫ, а это уже немало.
|
</> |