Суриков в Русском музее
noveltour — 17.03.2024С 1 декабря прошлого года до 10 июня текущего в Корпусе Бенуа открыта большая выставка Василия Ивановича Сурикова, посвященная его 175-летию. Кураторы собрали более 120 работ художника из разных музеев страны. Каждый зал экспозиции отражает определенный период творчества мастера, но практически все они посвящены историческим событиям, связанным с тем или иным этапом существования Российской империи.
Открывает выставку отреставрированная к ее началу последняя большая картина Сурикова — «Степан Разин».
С самого открытия выставки сотрудники музея выложили на своих страницах в соцсетях множество материалов и о выставляемых полотнах, и о самом художнике, и о процессе реставрации «Степана Разина»
Известных картин мастера в экспозиции немного (Разин, Боярыня Морозова, Меншиков в Березове, Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Взятие снежного городка), но их сопровождают эскизы и предметы декоративно-прикладного искусства той эпохи, которую нам представляет художник
Отдельный зал выделен для картин мастера, созданных в период обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Вот тут было много всего, чего я никогда не видела. И самое интересное, что в них нет ничего ученического. Каждая работа драматургически выверена, оправданы все позы и выражения лиц, предметы обстановки и одежда тщательно выписаны.
Нет «проходных» персонажей, все живо, естественно и даже в глубине картины понятно, что происходит.
Но именно с этого зала мне стало сложно бороться с нарастающим диссонансом восприятия. Академические работы развешаны на пурпурно красных стенах, этот цвет «забивает» все. Приходилось принудительно его «выключать» разглядывая картины. Я даже снимать не пыталась.
Дальше было еще сложнее. Например, «Покорение Сибири Ермаком» удостоилось болотно-зеленого фона.
Полотно огромное, многофигурное, практически теряется в бесконечности окружающей зелени. Единственное утешение — картина хранится в Русском музее, после выставки можно пойти в Михайловский дворец и посмотреть ее еще раз.
Вот тут видно о чем я пишу. Но это бронза и скульптура не маленького размера. А там же висят еще две работы Сурикова из сибирской темы, так на них мало кто внимание обращает из-за агрессивного фона. И зря.
Полотна небольшие, но очень хорошо объясняющие, зачем Ермак в Сибирь отправился.
«До бога высоко, до царя далеко», земли, леса, воды — всего вдоволь, живи и радуйся:) При таких условиях и люди иными становятся:)
Кстати, в экспозиции представлены и портреты—этюды, которые художник использовал затем в своих монументальных полотнах, как, например, портрет Екатерины Рачковской. Она была учительницей и женой красноярского врача, Суриков хорошо знал всю семью Рачковских, и выбрал сибирскую красавицу моделью для картины «Взятие снежного городка».
Этюды мастер писал на маленьких холстах без подрамников, чтобы потом можно было на большую картину прикрепить и посмотреть насколько написанный образ укладывается в композицию.
Потом этюды складывались в сундук и доставались живописцем для того, чтобы показать гостям развитие своей творческой мысли.
Но есть на выставке и просто портреты, как жанр. Мне очень понравились маленькая дочь Василия Ивановича и Александра Петровна Юргенсон, дочь музыкального издателя, художница и жена художника И. Светославского.
В завершении экспозиции в небольшом зале выставлены акварели и несколько картин Сурикова из поездок по Южной Европе.
После грандиозных «Перехода Суворова через Альпы» и «Взятия снежного городка» на ярком ультрамариновом фоне стен, мало кто рассматривает эти работы.
Как и эскиз неосуществленной большой картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» 1915 года. Мне даже стало грустно, что она не была написана.
В марте 1916 года в возрасте 68 лет Василий Суриков ушел из жизни.
p.s. В целом, выставка мне понравилась. Но есть ряд замечаний. Про яркие стены я уже упоминала. Еще хорошо бы как-то развести потоки экскурсантов и одиночных посетителей. Потому что и те, и другие по залам ходят одновременно. Купившие билеты с экскурсией возмущаются, что все остальные «на халяву» присоединяются к ним, да еще и встают в первые ряды. Те, кто пришел сам вынуждены ждать, чтобы группа отошла от картин, потому что ближе не подойти, анонсы не прочитать. Сложно и фотографировать: полутемно в залах — это ладно, но картины большие, в кадр помещаются с большого расстояния, а между тобой и полотном постоянно кто-то или сидит на банкетке или стоит. Вполне допускаю, что одиночникам имеет смысл брать билеты или на самые первые, или на последние сеансы, тогда посетителей поменьше. У нас особого выбора не было, мы смогли состыковать свое время только на 16.00. Как вариант, сделать два сеанса (до и после обеда) только для экскурсий. Ну вот теперь, пожалуй все.
|
</> |