Суперджет – очередная черная дыра или в нем были плюсы для России?
nosikot — 30.04.2021Похоже проект умирает сам собой - в прошлом году выпущено 18 самолетов (пик - 35), в этом с начала года всего 2, а нынешний кризис его точно добьет - для того чтобы понять "жалеть или плюнуть" нелишне вспомнить что такое программа Суперджет вообще:
- сами «Сухие» изначально отправляли в ГСС самых малопригодных техн.спецов (зато манагеры на проект быстро нашлись «отовсюду»)
- затраты на проект составили уже астрономическую сумму в несколько миллиардов долларов
- результатом стал убыточный (каждый самолет выпускается и продается с убытком, т.е. все они – дотационные), весьма неоднозначный (в областях а) технологичности, б) эксплуатационных качеств, в) доли «локализации» изделия) региональный самолет, пользующийся очень ограниченным спросом, к-рый явно уже не вырастет (если исключить упомянутое выше)
- при убыточности продаж иностранная кооперация (до 80% в с/с самолета) оплачивается ПОЛНОСТЬЮ - т.е. мы, теряя деньги продолжаем кормить западный авиапром!
Между тем крупные денежные вливания настоятельно требуются в программы разработки семейства двигателей ПД-14 (кстати и со своим вариантом для "Суперджета"!), перспективного мощного ПД-35, широкофюзеляжного самолета, импортозамещения БРЭО и многих других, значительно более важных, чем мифичекский уменьшенный вариант Суперджета (замена ему - турбовинтовой, см. ниже, а там тоже нужен новый движок)…
Теперь о "плюсах" - да, они есть - в результате плотного сотрудничества с западными компаниями по проекту кто-то у нас что-то понял в том как они работают в отрасли, в чем отличия от нас (в частности - в области сервиса, к-рый так и не удалось наладить по данномму типу!) - ну вот на этом и выпуске опытной партии и НАДО БЫЛО остановиться, перебросив усилия на следующие проекты - с бОльшей долей своего участия
P.S. Вообще в качестве "регионала" нам нужен надежный и экономичный турбовинтовой самолет - сможет ли стать таким обновленный Ил-114 - посмотрим и там вопрос в "движке" (собственно он для легкого ВТС Ил-112 нужен...)
P.P.S. Из выпущенных 200+ Суперджетов в настоящее время эксплуатируются коммерческими а/к меньше 20 машин - а ведь первый полет то был всего в 2008 г.!