Сука нефть
amfora — 26.02.2016 Вот, что я скажу тебе,Главная проблема современной России - это нефть!
Причем не цены на нефть, которые упали до многолетних минимумов и там уныло болтаются как нечто в проруби, а нефть как таковая.
Низкие цены на нефть (вернее их стремительное падение за два последних года) - это лишь один из негативных эффектов, влияющих на российскую экономику и политику как производную от нее. У нефти есть масса других негативных качеств, которые выводят ее на уровень главной беды современной России, вытесняющей дураков и дороги на более низкие места.
И еще есть газ.
Правда газ - в некотором смысле та же самая нефть, только в другом агрегатном состоянии. Или, выражаясь более научно - тот же углеводород, но в более другом виде. Тот же хрен, короче говоря, только
И цены на газ как правило привязаны к ценам на нефть.
Поэтому будем говорить "нефть", а подразумевать "нефть и газ".
Итак:
Чего же такого паскудного в этой самой нефти?
Многие скажут, что наличие у России нефти - это наоборот здорово, где бы мы сейчас были без этой нефти, на какие деньги покупали бы компьютеры и айфоны, которые у нас не производятся, тойоты-фольксвагены, которые у нас не производятся тоже, да и самые обычные китайские шмотки, которые опять же производятся не у нас?
А я вам отвечу:
Если бы не эта сука нефть, мы бы производили и компьютеры, и автомобили, и многое-многое другое, не говоря уже о банальных шмотках.
Больше того:
Пока СССР не научился торговать нефтью, пока опаскудившаяся советская партэлита и еще более опаскудившаяся гэбня не поняла, что можно преспокойненько барыжить нефтью, не заморачиваясь никаким строительством коммунизма, да и строительством вообще - мы вполне самостоятельно производили и автомобили и всякие разные шмотки. И даже компьютеры.
И не надо говорить, что советские автомобили были исключительно ведрами с болтами, а компьютеры были самыми большими в мире. Эти шутки справедливы для советских компьютеров и автомобилей 80-х годов. А в 50-е и 60-е годы советские автомобили были очень даже на уровне. И компьютеры, кстати, тоже.
Но не будем здесь спорить про СССР - это отдельная тема.
Возьмите в качестве примера Японию.
Япония производит и автомобили, и в микроэлектронике тоже не последняя страна, и в робототехнике... а нефть и газ японцы покупают у других!
Или скажете, что Япония - это какое-то исключение?
Скажете, что там японцы?
Тогда возьмите Южную Корею.
Да что далеко ходить - возьмите Китай - крупнейший импортер нефти и газа, который производит и автомобили, и компьютеры, и весь ассортимент барахла, которое покупает Россия, а также остальной мир.
Ну или совсем уже наглядный пример - Европа.
Экспортеров нефти и газа среди европейских стран - раз-два и обчелся: Норвегия, Великобритания и практически все.
Германия, Франция, Италия - импортеры. И при этом все указанные страны производят автомобили. Причем собственной разработки, что немаловажно. И массу другой техники заодно.
Убедительно?
А вот если бы в Германии было завались нефти и газа, если бы во Франции, Италии, Японии, Корее - тоже добывали нефть и газ ударными темпами - они сидели бы на жопе и торговали природными ресурсами, как саудиты или катарцы.
Обратите внимание, что большинство стран, богатых нефтью и газом - это так называемые "банановые республики", которые ни черта не делают сами, только качают углеводородное говно и продают. Качают и продают. Еще качают и еще продают.
Покажите мне, что производит Саудовская аравия, Катар или какая-нибудь другая Нигерия, кроме нефти, газа и тому подобных бананов?
В разряд производителей и одновременно с этим экспортеров нефти можно записать разве что Иран, но тут нужно сделать целый ряд оговорок. Во-первых, у Ирана постоянно то война, то эмбарго - он вынужден многое делать своими руками. Да и делает он не ахти какие технологичные продукты. Во всяком случае, про иранские автомобили я ничего не слыхал.
Так или иначе, тенденция налицо:
Страны, активно экспортирующие нефть и газ - технологически ничтожны, зависимы и убоги; их элита - сидящая на жопе сволота, предатели и компрадоры; руководство - унылые царьки, через одного стыдливо названные президентами; национальная валюта - мусор, а экономика - одна сплошная пичаль.
И если вам кажется, что к России сказанное не относится, то вам либо кажется, либо имеют место остаточные явления советских времен, преимущественно 50-х и 60-х, реже 70-х и совсем изредка 80-х годов.
Даже новые образцы вооружений почти все так или иначе растут из советских разработок, проектировались в КБ, основанных в советское время и производятся на заводах, построенных в СССР.
И самое интересное, что СССР тоже гнил и загибался по мере того как советская элита осваивала добычу и экспорт углеводородов.
Случайно ли?
Нет, не случайно!
Можно сколько угодно доказывать, что упадок СССР никак не связан с ценами на нефть и доля нефтегазовых доходов в советской экономике была невелика, однако совпадение двух тенденций очевидно и неслучайно.
И дело, как уже было сказано в самом начале - не в самих ценах на нефть и даже не в доле нефтегазовых доходов в бюджете.
Дело в логике элиты и руководства страны!
А логика эта при наличии нефти и газа очень проста - зачем что-то производить, если можно банально барыжить сырьем?
И вот, что важно:
Достаточно даже доли в 10% нефти и газа в бюджете и экономике страны, чтобы элита прочно уселась на жопу и перестала заниматься развитием производства, не говоря уже о науке.
Почему так происходит?
Все очень просто:
Элита - это в лучшем случае один процент от населения. Да и сама элита тоже не очень однородна, внутри элиты тоже выделяется элита - те, кто занимают высокие государственные посты, кто руководит крупнейшими компаниями, а также их близкие родственники.
Наиболее важные решения в жизни страны принимает всего несколько тысяч человек - аппарат президента, министры, депутаты, губернаторы и руководство крупнейших корпораций. Пусть вместе со своим окружением будет несколько десятков тысяч, а вместе с родственниками - сотня тысяч.
Элита весьма компактна.
В стране живет 150 миллионов, а элита - 150 тысяч.
Меньше процента!
Вот и считайте - хватит ли 10% экономики и бюджета, которые обеспечивает нефтегазовый экспорт, чтобы обеспечить легкую и безбедную жизнь 0.1% населения страны, которые управляют ее бюджетом и экономикой?
Конечно, нефть и газ добываются и транспортируются не сами по себе, у сырья тоже есть себестоимость. Но рентабельность добычи нефти и газа намного превышает рентабельность большинства сложных производств, а главное - не надо ждать много лет, когда производство выйдет на окупаемость и, что немаловажно - не надо рисковать.
Экспорт нефти и газа - это финансовый поток, с которого можно снимать достаточно высокий и стабильный доход "здесь и сейчас".
Даже если нефть стоит 20 долларов за баррель - с этого все равно можно снять несколько долларов, которые превращаются в миллионы и миллиарды живых денег, причем в долларах и евро, что очень принципиально.
Обратите внимание:
За работу по добыче нефти и газа рабочим внутри страны платят в рублях или другой национальной валюте, а за экспорт сырья "хозяева жизни" получают доллары.
Рубли (или другую нацвалюту) можно печатать в необходимых объемах, собирать в виде налогов и платить за работу по добыче нефти и газа. И эта нацвалюта (рубли) "хозяевам" практически не нужна, потому что они за нее ничего особенно ценного не могут купить - все, что производит страна, и так принадлежит им, да и не представляет особой ценности, потому что страна ничего интересного не производит.
Ценность для "сырьевой элиты" представляют доллары, потому что именно на них можно купить то, что они никак иначе получить не могут - высокотехнологичные и модные продукты зарубежной промышленности, зарубежную недвижимость и все прочее, что есть за рубежом и чего нет в их стране, потому что их страна производит в основном сырье.
В итоге имеем:
Даже если нефтегазовый экспорт наполняет бюджет и экономику страны всего на 10% - для элиты, численность которой составляет порядка 0.1% от всего населения, этого уже достаточно, чтобы обеспечить себе стабильный и очень легкий поток иностранной валюты (долларов), которая представляет для них гораздо большую ценность, чем национальная валюта.
Контролируя нефтегазовый экспорт, который наполняет бюджет и экономику "всего-то" на 10%, элита уже может обеспечить себе благосостояние в 100 раз превышающее среднее по стране.
А обладая 100-кратным преимуществом в доходе, можно скупать у остального населения другие активы, можно выдавать остальному населению кредиты, можно приумножать свое благосостояние и уходить в отрыв, в прямом и переносном смысле этого слова.
Включается принцип "деньги к деньгам".
И не надо заниматься никаким производством, никакой наукой, никакими инновациями и прочими нанотехнологиями.
Не надо рисковать своим капиталом, вкладывая его в какие-то перспективные разработки, которые могут окупиться, а могут и провалиться. Причем в стране, которая технологически отстала от других, вероятность провала перспективных разработок очень высока. И зачем это все, если есть легкий и стабильный доход для себя, друзей и членов семьи?
Проблема нефтяной иглы возникает не потому, что экономика критически зависит от нефтегазового экспорта, а потому, что нефтегазовый экспорт полностью обеспечивает потребности элиты!
Элита становится не заинтересована в развитии!
Все свои персональные потребности элита численностью порядка 0.1% от населения с легкостью закрывает доходами от сырьевого экспорта, даже если этот экспорт составляет порядка 10% экономики.
А если сырьевой экспорт составляет 30% экономики и больше, то элита начинает буквально купаться в валюте, которая достается ей исключительно легко и поток которой очень стабилен.
И неважно, какая часть нефтегазового экспорта в доходе рядового рабочего, водителя, металлугра или учителя - может быть она вообще нулевая. Это неважно, потому что рядовой рабочий не принимает экономических решений в масштабах страны.
Решения принимает элита, а она полностью обеспечена валютой даже при 10% наполнении экономики за счет сырьевого экспорта.
Конечно, отдельные представители элиты периодически садятся и как честные патриоты морщат лобик, рассуждая о том, что высокая зависимость от нефтегазового экспорта - это большая проблема. Но дальше наморщенного лобика и высоких слов в ходе различных саммитов и конференций дело не идет.
А дело не идет по той простой причине, что элиту не жмет!
Как говорится, "сытый голодного не разумеет".
Отдельные представители элиты могут сколько угодно тужиться в попытке осознать проблемы национальной экономики и что-то в ней изменить, но их потуги тщетны.
Тщетны потому, что своя рубашка ближе к телу, а их рубашки и рубашки их окружения - с избытком обеспечены нефтегазовой валютой.
Потребности элиты на 300%, на 500%, на 100500% закрыты валютными поступлениями от сырьевого экспорта, а это значит, что они никогда не будут экономически заинтересованы в том, чтобы добровольно слезть с нефтегазовой иглы.
Представить отдельно взятого представителя элиты, который рванет на себе "сырьевую рубашку" и займется производством, рискуя сильно потерять в доходах и может быть даже стать банкротом - да, могу.
Но это тот случай, когда одна ласточка весны не делает.
И на одного патриотически настроенного представителя элиты, который готов сбросить "сырьевую рубашку" и засучив рукава шагнуть в "говны производства" будет приходитья 10, 100, 1000 совсем других - тех, кто поверх одной "сырьевой рубашки" наденет вторую, третью, поднимет ту, которую сбросил некий патриот, застегнется на все пуговицы, перепоясается и скажет "а что я? мне что, больше всех надо? пусть другие покажут, как надо, а я посмотрю".
В результате имеем воспроизводящуюся систему с положительной обратной связью:
Как только у страны появляется сколько-нибудь заметный доход от экспорта сырья, хотя бы на уровне 10% от экономики (бюджета), интерес элиты быстро смещается от производства, науки, инноватики в сторону сырьевого заработка. По мере того, как интерес элиты смещается к сырью, решения в политике и экономике государства тоже смещаются в пользу экспорта сырья. По мере того, как интерес элиты и управленческие решения смещаются к сырью, утрачивается интерес и управленческая активность в сфере производства, науки, инноваций. По мере того, как у элиты снижается интерес к производству, науке, инновациям - эти направления теряют конкурентоспособность и деградируют. А по мере того, как собственное производство и наука деградируют, более модными, престижными и ценными для элиты (и для общества тоже) становятся импортные технологии, автомобили, компьютеры и даже обычные шмотки.
Соответственно у элиты (и у общества тоже) растет интерес к валюте, потому что конкурентоспособные и просто модные автомобили, компьютеры и даже обычные шмотки можно купить только за валюту. А поскольку собственное производство теряет конкурентоспособность, основным источником валюты становится... правильно - сырье, интерес к которому у элиты еще сильнее растет, потому что сырье становится не только самым легким источником дохода, но и основным источником валюты, за которую можно купить все самое ценное (то есть импортное), а продукты собственного производства (и национальную валюту) элита оставляет для населения в качестве оплаты за его труд по добыче и транспортировке сырья.
Круг замыкается и страна последовательно превращается в ресурсную федерацию или сырьевую аравию или в какое-нибудь другое говногазовое царство.
И царь-царевич (президент-президентович, премьер-премьерович, нужное подчеркнуть) может сколько угодно морщить лобик, читать мантры о том, как он мощным движением ануса сделает эпохальный соскок с нефтегазовой иглы - бесполезно!
9 из 10, вернее даже 999 из 1000 окружающих его представителей элиты и родственников одобрительно кивают и... застегивают свои "сырьевые рубашки" на все пуговицы, готовясь к трудным временам "соскока с нефтяной иглы". И еще ставки делают "соскочит или не соскочит". Причем ставки делают исключительно нефтедолларами.
Понятно теперь, как мы докатились до жизни такой?
Почему сгнила и опаскудилась советская элита - надо пояснять?
Запах нефти почувствовали, суки. Еще где-то в 70-х. Не сразу осознали, но почувствовали давно. Узнали, сколько стоит нефть. Посчитали, сколько ее добывается в Союзе. Узнали, что можно за эти деньги купить...
Сначала думали "ну мы немножечко, только на самые важные народнохозяйственные нужны, не удовольствия ради, а социалистического строительства для".
А потом постепенно пришли к мысли "да ну его нах, это социалистическое строительство - долбишься тут как дурак с этим социализмом, а можно ведь и без него, вот они - доллары, покупай что душе угодно - автомобили, самолеты, виллы, яхты, острова".
Сначала один так подумал. Потом другой. Сначала думали и стыдились своих мыслей. Потом перестали стыдиться. Потом начали обсуждать. А потом перешли к планированию.
Или не так оно было?
Конечно, они хотели как лучше - ну кто бы сомневался?
Хотели перейти от неэффективной плановой экономике к эффективной рыночной, чтобы невидимая рука рынка все регулировала, чтобы предприниматели, бизнес и все дела, чтобы не было уравниловки, чтобы "больше работаешь - больше получаешь"... ага...
Вот только наша рыночная экономика получилась сырьевой.
Экономика у нас получилась не совсем такая, как в Германии, Франции, Японии и США.
И даже не такая, как в Китае.
Экономика наша все больше напоминает Саудовскую Аравию и иные "банановые республики", а по зависимости рубля от цен на нефть мы вообще "впереди сырьевой планеты всей".
А виновата во всем... она, родимая!
Только не водка, а нефть.
Нефть, которая стала главной бедой России, главнее дорог и дураков. Потому что сделала дураков еще дурнее, а дороги еще хуже. А если даже дороги где-то стали лучше, то от запредельного количества дураков на них легче не стало.
Нефть, которая разложила нашу элиту, посадила половину страны на жопы - часть добровольно, а часть по принципу "другие сидят и я так же хочу".
Нефть, с которой по прибыльности, по легкости дохода, а главное по валютной выручке - не может сравниться никакое производство, кроме может быть оружия. Впрочем, выпускать современное оружие тоже думать надо, а качать и продавать нефть может каждый араб, даже если у него черный флаг.
Сука нефть!
Сжечь бы ее ко всем буям!
Но просто так взять и сжечь, к сожалению, нельзя.
И не потому, что запрещено, а потому что технически неосуществимо.
Поэтому остается одна надежда - на то, что ее цена рухнет так низко, что у всей элиты штаны свалятся и фаберже отстегнутся. Долларов до десяти за баррель. А лучше - до пяти. А еще лучше - до одного.
А может быть России вообще запретят ее продавать.
Вот это было бы лучше всего!
Полное международное эмбарно на экспорт из России нефти, газа и всякого другого сырья.
Впрочем, это было бы слишком прекрасно, чтобы могло реализоваться на практике.
Об этом, как говорил Жванецкий, можно только мечтать.
Поэтому остается разве что надеяться на прибытие инопланетян, которые учинят суровую расправу над всеми экспортерами сырья, введут мораторий на это дело и по четным дням за его нарушение будут вешать, а по нечетным - стрелять.
|
</> |