Судьба паровоза
matsam — 22.10.2024В городе Пятихатки Днепропетровской области стоит памятник
паровозу.
На будке машиниста надпись Э -4256, на тендере машины была надпись
«Паровозу-воину, паровозу труженику».
На днях её замазали, отношение к памятникам истории техники, в том
числе и железнодорожной, в Украине последние 30 лет было, мягко
говоря, скотским (или свинским), страна пионер по эксплуатации
паровозов с ретропоездами на постсоветском пространстве, ах какие
были поездки в начале 90-х, скатилась в никуда, пара рабочих машин
и убитое состояние уникального железнодорожного наследия. Один
паровоз ИС на постаменте вызывает ярость и негодование своим
состоянием.
И вот памятник в Пятихатках.
Что я могу сказать. Это не памятник это уродство.
А машина интересная и с интересной судьбой.
Это паровоз Эш-4256 (не Э). Он был построен в Швеции по заказу
советского правительства в 1922 году. Завод АО Нидквист и Гольм в
Трольгеттане. Ставший потом легендарным NOHAB (Nydqvist & Holm AB),
всего было выпущено 500 таких паровозов.
Машина сначала трудилась в Кочетовке, потом в Муроме, во время
первых лет ВОВ на Казанской железной дороге, с 1944 по 1946 год на
Западной. И вот в 1946 году паровоз оказался на Сталинской железной
дороге, это сегодняшняя Приднепровская, в июне 1986 был исключен из
инвентаря дороги и установлен, как памятник. Это единственный
паровоз серии Эш, сохранившийся в Украине.
И вот такое состояние.
Для сравнения покажу памятник этой же машине, установленный Эш 4375
«Комсомолец» на станции Ладожское озеро. Всего в России, по моему,
три такие машины, ещё одна как игрушка, в музее в Питере и одна
памятник в Вязьме.
Вообще отношение к такому наследию характеризует состояние
общества. В России я бы оценил его на твердую тройку, в Чехии
четверка и пять с плюсом в Германии.
А Украина, спросите вы ? Это два с минусом, ближе к колу.
Вот такая у меня сегодня история получилась, давно не писал с таким
удовольствием.