Субъективный список выдающихся российских комиксов
jrchernik — 22.01.2019Для начала давайте определимся, чего в этом списке нет. Сюда не вошли комиксы Виталия Терлецкого, потому что лично мне его комиксы просто никак - ни сюжет ни тем более рисунок. Допускаю, что не прав, но увы. Также сюда не вошли комиксы Владимира Максимушкина, поскольку самым выдающимся его комиксом я считаю Красную Точку, а она вообще не закончена - как и Багряница, другой его любопытный проект. Читать незаконченные комиксы - удовольствие на любителя, поэтому я их лишь упомяну.
Ну и напоследок про Машу Конопатову. Больше всего, кажется, известная за комикс «Аврора. Другая история», хотя у неё есть и другие комиксы. Как и в случае с Терлецким, у меня личная непереносимость к её рисунку, лишь в веб-комиксе «На обочине мира» он кажется уместным. Всё, на этом закончим с почётными упоминаниями. Погнали.
1. Русские комиксы весьма разнообразны, и начнём мы с самого необычного. «ШУВ» Ольги Лаврентьевой. По жанру это не столько "готический детектив", как написано на обложке, сколько мрачная сказка из 90-х, рассказывающая про детей, росших в то время. Хорошая, серьёзная история, выполненная в чёрно-белых тонах. Рисунок своеобразен, но подходит к истории.
3. Аскольд Акишин один из самых почтенных мэтров отечественного комикса, но назвать какой-либо один его комикс сложно. Помимо прочего ситуация такова, что вам либо нравятся его комиксы - и сразу все, либо нет. Поэтому стоит оценить последний вышедший комикс - «Ку-ку» и отталкиваться от него. Истории эти однозначно заслуживают внимания. Причудливые, фантастические, они умеют играть с читателем и способны увести его далеко в фантазии автора.
4. Столь же своеобразны комиксы «команды» Алексея Волкова, Кирилла Кутузова и Евгения Францева, куда кроме них входит ещё несколько художников и сценаристов. Они начали с Доктора Люцида - своеобразного оммажа и интерпретации Тени (если помните, был такой фильм с Алеком Болдуином в 90-х, который в свою очередь основывался на комиксах и радиопостановках). После Доктора Люцида из под пера ребят вышел Фронтир - постапокалиптический истерн* с элементами комедии абсурда. Есть ещё "Победители Невозможного" - нечто среднее между старыми НФ-комиксами (собственно, название отсылает читателя к серии Challengers of the Unknown, по мотивам которой потом была создана Фантастическая четвёрка) и советской фантастикой, в частности, приключениями Алисы Кира Булычёва. Все эти комиксы имеют некий общий стиль повествования и не стесняются заимствовать сюжетные ходы и персонажей.
5. Если уж на то пошло, то другим комиксом "не для всех" является "Театр Отчаявшихся", лично мой выбор. Любопытный веб-комикс, публикующийся на acomics.ru. Комикс делится на самостоятельные истории, связанные между собой почти ничем. Местами персонажи кочуют, местами сюжеты перекликаются. Как правило, это циничные истории, ставящие читателя перед непростыми вопросами и суровой правдой жизни. Историй всего ничего, и к ознакомлению рекомендую все. Особенностью комикса, на мой взгляд, является необычный подход к рисунку и его использованию в истории. В частности, весь текст написан от руки и часто способ написания букв несёт дополнительный смысл.
Другую историю - «Хакер» - Ерёмин создал единолично. Это комикс в жанре киберпанк с некоторым экологическим подтекстом. Как и в Красном Коне, Ерёмин демонстрирует в первую очередь впечатляющий рисунок. Сюжет Хакера поражает в куда меньшей степени и у него есть свои минусы. Подробней о комиксе я рассказывал два года назад.
8. Наконец, есть Тюмэн, как образец жанра «трэш». Сравнение с Токсическим Мстителем, как никогда, уместно. Далеко не единственный представитель этого жанра на русском языке, но, пожалуй, самый выдающийся. Читать следует лишь первый том, второй, под названием «Вечность пахнет нефтью», уже перебор и вызывает слишком сильное жжение пониже спины. Мы об этом недавно рассказывали в подкасте.
10. Стоит ещё упомянуть разнообразные сборники комиксов - "Кадр, кадр, полоса", "Республика Комикс", «Диссонанс», «Вторая ступень» и ещё несколько других. Если вы придирчивы, как я, то возможно, стоит избегать их, поскольку средний уровень комиксов там не очень высок. В среднем, на один хороший комикс приходится 6-8 проходных и один вызывающий раздражение. Однако именно такие сборники позволяют составить максимально широкое представление о российской индустрии комиксов, если слово индустрия вообще уместно для всё ещё не очень масштабного движения. В сборниках публикуются молодые талантливые авторы, и кому-то из них прочат большое будущее. Глеб Липаткин, Урюрюрк, тот же Сергей Титов, автор «Мяу» - все они так или иначе засветились в сборниках и наверняка появятся ещё.
Если вашего любимого русского комикса нет в списке, расскажите о нём в комментарии. Возможно, я о нём не знаю. Возможно, я о нём забыл. В любом случае, ваш комментарий будет весомым дополнением к статье.
#комиксы #русскийкомикс #русскиекомиксы #комикс
|
</> |