Субботники

топ 100 блогов greenarine27.05.2013 Не знаю, как их организовывали в больших городах, но в наших деревнях субботники случались всегда неожиданно.
Вот плетёшься с утра в школу. На дворе стоит октябрь – по-южному яркий, почти жаркий, буйноцветный. Вкусно пахнет дыней, персиками и сладким виноградом. Радуется-не нарадуется на себя.
А у тебя губы подковой и взгляд побитой собаки. Ты тащишься в школу и ругаешь учёбу на чём свет стоит.
Завидуешь кошкам – счастливые, лежат себе, греют пузо на солнце, никто им мозги алгеброй не делает.
Завидуешь курам – свободные, бегают по двору, ковыряются в грязи. Весь напряг – один раз в день снести яйцо. Можно подумать.
Завидуешь детворе – уроки не делают, но им за это ничего не бывает.
Завидуешь взрослым – они давно уже отучились.
А тебе мучиться и мучиться. Целых два года, семь месяцев и немножко дней.


В классе, как всегда, шумно. Мальчики наспех списывают домашнее задание, девочки шушукаются о последних новостях – слышали, у Минасян появился ухажёр, взрослый мужик, восемнадцать лет, студент техникума.
Небось целовались (зырк глазом на Минасян).
У Минасян такое счастливое выражение лица, что хочется подойти и стереть его губкой для доски. Неаккуратно стереть, так, чтобы остались влажные белые разводы.
-Строит из себя,- фыркают девочки,- ишь, королевишна! Кирзачи по колено в навозе, а туда же.

Зависть девочек можно понять. Когда у одноклассницы в ухажёрах числится практически мужик – это почёт, уважение и новое положение в обществе. Никто из мальчиков теперь её за косы дёргать не будет, и второго апреля – в день задирания юбок, к её школьной форме не притронется. Отдуваться за неё придётся остальным, менее везучим на восемнадцатилетних кавалеров товаркам. Оттого они и глядят на Минасян такими глазами, словно в каждом зрачке по дулу пистолета. Переживают за себя.

За две минуты до звонка в кабинет заглядывает завуч. Класс каменеет. Завуч – птица страшная. И неадекватная. Однажды не придумал ничего лучше, чем выйти в распахнутое окно, чтобы доказать упирающемуся восьмикласснику, что всемирное тяготение существует. Пролетел три метра, звонко ударился о бетонный край тротуара, и, прихрамывая, вернулся в класс. Буфетчица тётя Зина потом два дня заикалась. Вы бы тоже потеряли стройность речи, если мимо вашего окна, выкрикивая про обратную пропорциональность квадрату расстояния, в бреющем полёте пронёсся завуч.

Изощрённости его педагогических приёмов позавидовал бы любой инквизитор. Например однажды, за пять минут до окончания урока, он проворно взобрался на крышу школьного флигеля, чтобы достать оттуда мяукающего кота. И тряс им потом перед носом двоечника-рецидивиста Тонунца, выкрикивая: "Даже у этого кота мозгов больше, чем у тебя!" Хорошо, что звонок не заставил себя долго ждать, и ни один двоечник не успел пострадать. Что касается кота, он быстро очухался, пометил территорию вокруг шкафа с лабораторным инвентарём и поселился там до весны.

Поэтому, когда в кабинет заглянул завуч, 8 "А" превратился в терракотовое войско китайского императора Цинь Шихуанди.
-Субботник!- зычным голосом возвестил завуч. И хищно осклабился.
Объяви о субботнике любой другой учитель, класс взорвался бы радостным "Урррраааааааааа!" Но завуч – это не любой другой учитель. Это вообще не учитель. Это ходячий электрошокер-самодур. Бьёт не целясь и наугад. Поэтому класс аккуратно собрал манатки и потянулся к выходу.
-Что брать с собой?- мявкнула Антонян. У Антонян по физике круглая пятёрка, поэтому в критических ситуациях переговоры с завучем она берёт на себя. Ложится так сказать грудью на амбразуру.
-Ведра. И ножи. Чтоб в 9.30 были в школьном дворе! Понятно?
-Понятно,- и класс вымелся восвояси.

Сорвались на "ураааааа" только тогда, когда оказались на безопасном от завуча расстоянии. И рассыпались по домам – переодеваться, нарезать бутерброды, со скандалом выбивать у мам и бабушек пластмассовые вёдра – чтобы не греметь алюминиевыми на всю округу.
-На что вас повезут?- выпытывали домашние.
-Велели взять вёдра и ножи, значит повезут на виноград!
Возили нас не только на виноград, на ещё на картошку и на кукурузу. На картошку девочек просили взять вёдра, а мальчиков – лопаты. На кукурузу мы выцыганивали дома острый нож. Чтобы срезать початки.

Субботники – это три недели абсолютного, не замутнённого уроками счастья. Каждое утро в школьном дворе нас поджидали заляпанные по самую крышу, надсадно кашляющие и чадящие грузовики. Они с ветерком развозили старшеклассников по колхозам. Всю поездку мы орали песни, репертуар был весьма разнообразен – от "Лебединой верности" Софии Ротару до "Проснись, лао".
Колхозники нас не любили. Зорко следили за проделанной работой. Шли цепочкой следом, собирали по три ведра винограда с каждого ряда. Демонстративно несли мимо, ругали остолопами и лоботрясами. Мы выразительно сопели и виновато глядели себе под ноги.

Днём накрывали общий стол – хлеб, сыр, помидоры-огурцы, обязательные отварные яйца, иногда – колбаса. Подъедали всё до последней крошки. Через тридцатиминутного отдыха снова возвращались к работе.
Девочки в туалет ходили парами. Одна сидит под кустом, другая стережёт. Потому что одноклассники, хоть и вымахали за лето в каланчу, бреются и уже зачёсывают волосы назад – а-ля Тото Кутуньо (верный признак того, что деревенский юноша созрел), всё равно остались балбесами.
Кстати, в туалет хотелось постоянно. Потому что жрали с лозы немытый, обработанный химикатами виноград. Или же запекали в костре кукурузу. Вот только запекали мы её, видимо, плохо, поэтому и бегали часто до ветру.
В шесть часов вечера рабочий день заканчивался. Допотопные, рассыпающиеся на запчасти грузовики привозили нас обратно, в школьный двор. И мы, размахивая ведрами, расходились по домам. До завтра.

И вот сидишь вечером в кресле – обмотанный по самые глаза пластырем, нарядный от йода и зелёнки, поясницу ломит, ноги болят, тело жжёт огнём (кто хоть раз собирал кукурузу, тот знает, какие у неё "кусачие" листья), ладони ободраны до крови, на каждом пальце – по волдырю. Вроде калека калекой, а счастья полные штаны. А всё почему? А всё потому, что уроков не будет ещё три долгие, радостные недели.

Недавно рассказывала сыну про субботники. Говорит – ну почему, почему у нас такое бесцветное, аж рафинированное детство!
А чёрт его знает почему. Издержки технического прогресса.
Гад блесс наше деревенское детство. И конечно же – субботники. Хорошо, что они у нас были.

ПС: Кстати, в предложении про грудь Антонян запятые пропущены намеренно. Грудь у Антонян действительно была "так сказать".


Прослушать или скачать Howie B To Kiss You бесплатно на Простоплеер

P.S. Дорогие жители Санкт-Петербурга! 1 июня в 15 часов мы с Викой Кирдий будем в магазине "Буквоед" на Невском (Невский пр. д. 46). Приходите, если есть охота на нас поглазеть. Мы будем вам очень рады.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
21.05.2013 Пунктиром
Архив записей в блогах:
Есть в райцентровом парке черный пруд Ну, не такой уж он и черный — вода вполне прозрачная. ...
Из спортивной юрисдикции России только за 2023 год ушли 104 известных шахматиста. Процедура смены спортивного гражданства в шахматах простая. Если игрок постоянно живет в новой стране, то ему достаточно просто послать уведомление в ФИДЕ. И все, он уже француз или испанец. Наиболее ...
«Что за станция такая — Дибуны или Ямская?» Станция была открыта в 1904 году. Здесь был построен деревянный вокзал, он сохранился практически в первозданном виде: изменения ...
Canon EOS-1Ds Mark III / EF70-200mm f/2.8L IS USM / 1/400 sec, f/4.5, ISO 250 По уже сложившейся за 2 года ведения блога традиции, за неделю до Нового Года я подвожу некие фотоитоги уходящего года. Вот и в этот раз я отобрал 100 своих любимых фотографий и сегодня показываю первую ...
Выступления Михаила Власенко по поводу того, что ремонт на путепроводе затеян лично Лужковым только ради того, чтобы назлить Шереметьеву мне кажутся махровой конспирологией.Лужков в этой интерпретации выглядит как мальчик "назло маме отморожу ...