STYGIAN: REIGN OF THE OLD ONES (PC)


В Stygian Reign of the Old Ones вы оказались в очень странном месте. Великие древние перенесли Аркхэм в иное измерение и теперь за пределами поселения пролегает не Америка, а бесконечная туманная пустошь. Городская власть перешла в руки гангстеров, некоторые улицы оказались под властью культистов, тогда как другие утонули в светящемся тумане, став прибежищем для многочисленных монстров. Вы уверены в том, что Аркхэм долго не протянет, тут или вспыхнет резня между жителями и бандитами, либо монстры разорвут всех на части. Поэтому надо бежать, но как это сделать - не ясно. Возможно, вам сможет помочь Чёрный человек, а может быть ответ смогут дать тайные книги и древние артефакты. Ясно лишь одно, сидеть на месте смертельно опасно, потому что часики тикают, а город разваливается на части не по часам, а по минутам.

Stygian Reign of the Old Ones - это классическая CRPG, созданная по заветам 90-ых. Сами авторы говорят, что проект взял лучшее из Baldur’s Gate и Heroes of Might and Magic III, но мне игра показалась хоррор вариацией на тему Fallout.
Атмосфера в игре получилась насыщенной и добротной. Аркхэм разрушен в результате магической катастрофы (известной, как “Черный день). Одну половину города контролируют гангстеры, тогда как другую маньяки в Балахонах. Повсюду царит уныние и хтоническая печаль. В темных углах города шепчутся сумасшедшие, а на темными крышами летают инопланетные монстры. Мрачная таинственность происходящего дополняется интересным визуальным стилем, музыкой и звуками.

Графика игры весьма необычная. В статике она мне не понравилась, но когда я запустил игру, впечатление сменилось на противоположное. В динамике местный Аркхэм выглядит на удивление хорошо, а визуальный стиль хорошо сочетается с эпохой “Ревущих двадцатых”. Несмотря на то, что игра спрайтовая, авторы не поленились сделать механизм изменения внешнего вида персонажа в зависимости от его одежды. Получилось занятно.
В начале игры вы можете выбрать класс, мировоззрение и пол персонажа (все это повлияет на стиль вашего приключения). Далее Stygian позволяет распределить очки характеристик между базовыми характеристиками и умениями. Каждый класс имеет набор приоритетных умений, но вам никто не мешает качать любые полезные скиллы (например, мой солдат разбирался в психологии, но не умел драться в ближнем бою).

Важно отметить, что помимо здоровья у каждого героя есть два специальных параметра: Психическое состояние и Отчаяние. Отчаяние (можно сказать что это отрицательный EXP) растет в тот момент, когда вы вступаете в бой (даже если вы сбежали из сражения). При получении нового уровня отчаяния, персонаж получает отрицательный фит, который может серьезно усложнить жизнь игрока. Что касается Психического состояния, то за ним следует следить, поскольку при низких значениях Sanity персонаж страдает от душевных болезней, а потом и вовсе сходит с ума. Восстановить психическое состояние может сон, сеансы психоанализа, виски и вещества (злоупотреблять ими не следует, можно получить привыкание).

После сборки персонажа вы встречаетесь с таинственным “Черным человеком”. В начале Stygian он приведет вас к воротам университета, где вы найдете серебряный ключ. Здесь начинается ваше опасное, но не очень длинное приключение. Первая половина игра наполнена множеством диалогом и здорово напоминает квест: вы находите предметы, ищите людей, которые имеют о них информацию и медленно продвигаетесь по сюжету. Впрочем, изучать город не просто, поскольку персонажи Stygian должны есть и спать, а значит на ранних этапах игры вас будет преследовать жесткая нехватка ресурсов.

Между прочим сон тут имеет критически важное значение. Только во время сна можно изучить новые заклинания, исследовать артефакты и проводить научные или медицинские исследования. Также перед сном психологи могут провести сеанс гипноза, способный восстановить приличное количество Sanity. Плюс к этому некоторые квесты Reign of the Old Ones прогрессируют только во время сна. Вообщем, не забывайте посещать Dreamlands и копите сигареты (местную валюту), потому что за сон придется платить.

Добравшись до банка вы попадете в первый бой - сражаться придется с психами (при этом игра использует отдельный боевой движок). Теоретически из боя можно удрать, как назад, что считается отступление, так и вперед, что считается прорывом. Можно никуда не бежать и атаковать антагонистов. После этого игра определит инициативу ходов и вы сможете атаковать противника, используя свои AP. Отдельной строкой стоит отметить, что патронов в игре мало. По этой причине не плохо бы иметь в команде хотя бы одного рукопашника. Колдуны в игре также имеются, но заклинания в Stygian специфические. Они пожирают не ману, а ваше Sanity, в результате чего неумелый колдун может сойти с ума быстрее, чем будет повержен вражеский отряд. Игра также знает про удары в спину и укрытия, но пользоваться этим особого смысла нет. Все решит вес вашего бортового залпа.

Это интересно. Несмотря на то, что сражений в игре немного, Stygian обладает изрядным арсеналом стволов. Тут есть Colt 1911, разнообразные револьверы, двустволка, винтовки и даже Томми Ган. Ну а умелые инженеры к концу игры смогут собрать Alien Blaster. Разнообразие ручного оружия также весьма велико. Причем среди разных молотов и мачете есть и редкие магические экземпляры.

Помимо Аркхэма, в игре имеются иные локации, добираться до которых следует через тактическую карту. Во время путешествия между локациями вы можете попасть в интересные места, встретиться с загадочными персонажами и монстрами. Также по пути можно наткнуться на текстовые квесты. Они занятные, но рискованные и часто завершаются неприятными исходами. Забавно, что все локации игры расположены на одной линии, то есть ходить вверх и вниз вам не придется.

Если бы реализация Stygian оставалась бы глубокой от начала и до конца приключения, то проект бы стал заметным явлением в CRPG жанре. К сожалению, авторы не дотянули до изначально поставленной планки. То ли им не хватило бюджета, то ли технического мастерства - толком не понятно. В итоге, вторая половина игры превращается в линейное приключение, в котором изредка встречаются боковые и крайне короткие квесты. Здесь также падает вариативность, в результате чего совершенно не важно, каким персонажем вы достигаете концовки (солдатом, магом или психологом). Если вы играли в Lionheart: Legacy of Crusader или Divinity 1, то подобный поворот событий покажется вам знакомым и это совершенно не красит авторов игры (если в подобной линейности виноваты издатели из 1С, то тогда они совершенно недальновидно угробили шедевр).

Что касается технической реализации игры, то тут есть ряд проблем. Во-первых, в проекте очень странная система сэйвов. Слотов сохранения здесь нет. Игра просто сейвит последнюю контрольную точку. Таким образом, если вы начали игру за другого персонажа, уже через несколько локаций ваше изначальное приключение будет потеряно. Еще один прикол связан с долгой загрузкой боя. Если вы попали в неприятное боевое столкновение, то выйти из него вы сможете только после того, как программа загрузит боевой движок и сходят все быстрые монстры. Критические ошибки в игре также встречаются, хотя и не часто. Пару раз патченная версия игры умудрилась выпасть в Windows, что не хорошо, но в целом, терпимо.
В итоге получилось следующее. Stygian - это заготовка для абсолютной лавкрафтианской хоррор RPG. Проект имел хороший потенциал, но шедевром не стал, так как его сгубило отсутствие полировки и нехватка ресурсов для создания полноценной второй половины.

ЗА
-Интересный визуальный ряд,
-Мрачная атмосфера,
-Разнообразные выборы и большая вариативность первой половины игры.
-Занятный крафт и страшная магия.
ПРОТИВ
-Вторая половина игры не доделана,
-Бои бестолковые,
-Технические ошибки (персонажи любят бегать задом наперед),
-Можно создать персонажа, который не сможет пройти игру.
(с) Илья Садчиков
13.05.2025