ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ (2013)


В прошлые выходные я встал рано утром, включил “Трудно быть богом” и к концу дня добрался до финала черно-белого эпика. Посмотрел все три часа картины на стандартной скорости с одним пятичасовым перерывом. Быстрее не получилось, поскольку это весьма однообразное и очень медленное кино, сюжет в котором практически не развивается. До кучи у фильма очень плохая озвучка, так что мне приходилось вслушиваться в каждое слово, и, временами, пересматривать одни и те же сцены по нескольку раз. Короче говоря, смотреть “Трудно быть богом” - это не развлечение, а тяжелый труд и вытерпеть его сможет далеко не каждый зритель. Я прошел этот путь до конца и в данной статье резюмирую полученный опыт.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для начала немного истории. Герман-старший, в целом, не плохой режиссер и интересный сценарист. Его ранние работы: “Проверка на дорогах”, “Торпедоносцы” и “Мой друг Иван Лапшин”, сделаны хорошо и добротно. В 90-ые, Герман двинулся куда-то не туда и ушел в сторону фестивального кино. Его “Хрусталев Машину”, превратилась в набор сцен из серии “Как страшно жить”. Единого фильма не получилось, но Герман не остановился и взялся за картину своей мечты “Трудно быть богом”. Первая версия этого фильма должна была выйти в 60-ых, когда Герман был молод, но проект свернули сразу после начала Пражской весны. Для нас важно то, что первый вариант сценария был одобрен Стругацкими, тогда как более поздние скрипты такого одобрения не получили. В 70-ые и 80-ые Герман фантастикой не занимался. Тем временем на экраны вышел немецкий “Трудно быть богом” Питера Фляйшмана (с Эдвардом Зентарой и Вернером Херцогом), который Стругацким не понравился.

Информация к размышлению. Когда в данной статье я упоминаю Стругацких, то важно иметь в виду тот факт, что все воспоминания о картине связаны с Борисом Стругацким, мировоззрение которого, судя по всему, сильно отличалось от мировоззрения Аркадия. Также стоит помнить о том, что уже в 70-ых Борис Стругацкий разочаровался в советской модели социализма и, судя по всему, совершил резкий либеральный разворот, что привело к прекращению братского творчества (мне это так со стороны видно, потому что лично я Стругацких не знал).

Работу над картиной Герман продолжил в 1999-ом году. На производство было выделено 300 млн рублей, а сама съемка проводилась в Чехии. Главного героя должен был играть Александр Лыков (который вообщем-то хорошо на эту роль подходил). Однако, Лыков вдрызг разругался с Германом и в итоге на роль Руматы совершенно случайно взяли Ярмольника (и это оказался полный мискаст, ибо актер играет кого угодно, но только не хитрого черта-прогрессора-меченосца).

В 2000-ом году под Арканар переделали несколько чешских замков, где построили декорации и в которые нагнали толпы массовки.По воспоминаниям режиссера Юрия Фетинга, который занимался работой с актерами, «среди людей, которые снимались в картине, были люди с физическими и психическими отклонениями, их искали по всему миру, по всем бомжацким, помойкам, паркам, интернатам, но они часто были талантливее, органичнее, чем профессиональные артисты». Вообщем, не стоит удивляться тому, что вместо мрачного феодального гримдрака на экране предстал филиал психиатрической лечебницы и полная шиза, не имеющая отношение к средневековью. Впрочем, Германа это не остановило. Съемки картины продолжались до 2006 года, поскольку режиссер делал множество дублей и заставлял актеров репетировать сцены в полном гриме и одежде (то есть Герман подхватил тяжелую форму Чиминизма, а эта болезнь ни к чему хорошему не приводит).

Еще два года Герман потратил на монтаж и тут он видимо понял, что впереди светит большой, катастрофический провал. После этого картина ушла неофициально в development hell, официально на стадию озвучки, которая затянулась на 5 лет (это вообще странно, создавать технически совершенный ряд к убого выглядящему черно-белому фильму). В 2013-ом году Герман умер, не успев завершить работу над своим Magnum Opus. Фильм пришлось доделывать сыну - Герману-младшему и команде верных оруженосцев. На широкие экраны картина вышла в феврале 2014-го года и, собрав, 48Млн рублей с чудовищным скрежетом затонула. Похоже, что зрители шедевр не оценили. С другой стороны, критики отметили визуальную необычность картины. В итоге получилось, что профессионалы выдали фильму ~90%, а зрители ~50% и это вообще не случайность.
ТРУДНО БЫТЬ БАГОМ

Действие картины разворачивается в городе Арканар, который расположен на планете Цурэнаку или Аврора (по версии Переслегина). Население города составляет 200,000 человек, а политический режим, установившийся в нем, можно назвать феодальной деспотией. Возрождение здесь так и не началось, а ростки знаний были на корню уничтожены недальновидной верхушкой. В результате главный герой картины, землянин и прогрессор - дон Румата остался не удел. Единственное его занятие - спасать местных умников, которые занимаются развитием книгопечатания и примитивной наукой. На этом сходство фильма с книгой заканчивается и начинаются различия.

Реальность, сотворенная Германом- это не Европейское средневековье, а бесконечный ад Нургла (или реальность Дениса Абсентиса на максималках). Здесь нет ни одного чистого уголка или локации. Улицы Арканара тонут в бесконечной грязи, вокруг навалены груды мусора. Среди разлагающихся тел (людей и животных) копошатся нищие. Солдаты жгут на кострах книги, а пойманных умников вешают вниз головой в выгребных ямах. Грязные уродливые дети клянчат у прохожих монетки и копаются веточками в гнилых зубах. Высшим пилотажем у мелкоты считается напугать прохожего, скинув на него труп собаки (кишки наружу). Солдаты, бредущие по городским улицам, натягивают на морды улыбки олигофренов. Олигофрены же нигде не прячутся, а ходят от дома к дому, играя на убогих музыкальных инструментах.

В замках Арканара царит сырость и грязь. Через дырявые крыши льется вода. На полу грязно и не прибрано, повсюду валяются кости и объедки. Несмотря на то, что комнаты большие, в домах не протолкнутся. Люди повсюду, при этом все сморкаются, плюются и ковыряются в носу. Под ногами бегают домашние животные, собаки, курицы и козлята. Все кричат и гадят на столы и стулья. Румата настолько привык к подобному положению дел, что даже в своем доме порядок навести не может. Да и слуги его в подобных начинаниях не поддерживают, потому что мыться не велено. Тот кто единожды кольчугу надел, до конца жизни ее не снимет. Румата вроде бы хочет всех в баню свести, но смысла в том нет, ибо через минуту все вновь будут грязными.


Поскольку Арканар тонет в фекалиях и навозе, люди здесь живут болезненные, некрасивые. Ни одного симпатичного человека (кроме Руматы) в картине нет. Лица местных идиотов просты и уродливы. И ладно бы местные имбецилы были тихие, но нет, они прыгают и верещат. Что еще хуже их ведут вперед (или назад) лидеры точно так же обиженные судьбой и Нурглом. Местные женщины, постоянно ходят беременные и при этом выглядят ужасно (вши и клопы активно ползают по дряблой плоти). Смотреть на них совершенно не хочется, а до секса вообще дело не доходит. Потому что повсюду - страшилы. И даже подружка Руматы страшная (непонятно вообще почему Румата расстроился, когда это чучело стрелу в жбан получило).

Несмотря на то, что местные суетятся и бегают вокруг дров и камней не меняет сути происходящего. Все герои фильма бездельники. То что делают арканарцы, никому толком не нужно. В их активности нет ни малейшего конструктива. Здесь никто не кует оружие, никто не печет хлеб и даже никто не пасет скотину. Не жизнь, а какое-то CRPG где все вертится вокруг Руматы и его хотелок. Выглядит это странно, ибо архитектура и оружейное дело Арканара не выглядит примитивно, в фильме не только крепости, но даже пушка есть (хотя огнестрельным оружием никто не пользуется).

У инквизиции же работы невпроворот: вдоль дорог стоят бесконечные виселицы, горят костры и крутятся колеса для четвертования. Пока одни местные висят на веревках (и глаза им выклевывают птицы), другие изобретают различные орудия пыток (это можно) и испытывают их на еретиках. Вообщем, все заняты бесполезным трудом в меру своих сил и способностей. Как говорится, каждому по костру и пусть никто не уйдет обиженным.

Если вы думаете, что Герман демонстрирует все эти “красоты” время от времени, только лишь для создания атмосферы, то вы сильно ошибаетесь. Нечистоты, кишки и кровища будут сопровождать вас все 180 минут фильма, с первого и до последнего кадра. Самый кошмар заключается в том, что в фильме нет ни одного чистого, приятно сделанного кадра. Если персонаж не окружен толпой людей, то перед ним обязательно висит колбаса (или кишки болтаются). Если колбаса не висит, то в камеру заглядывают посторонние люди, которые с глупыми ухмылками тянут из носа сопли. Ну а под конец в камеру начинают попадать чьи-то толстые попы.Ориентироваться в этом хаосе практически невозможно, кто и что говорит непонятно, какие действия совершают герои - частенько приходится додумывать. И ладно, если бы изображение было бы забито интересными деталями, но ведь их нет - Герман тыкает зрителя носом, то в объедки, то в глупые рожи. Смотреть этот паноптикум 180 минут действительно сложно. Я честно выдержал полтора часа, но потом был вынужден сделать перерыв - у меня голова заболела.

Впрочем, визуальный ряд картины хоть и плох, но не является трагедией. Истинная катастрофа связана с фрагментарным сюжетом постановки. Герман ничего никому не объясняет. Бытие Руматы толком не показано, задачи не ясны, любовная линия с Кирой провалена, противостояние серых и черных идет где-то на десятом плане. Да что там говорить, здесь даже Арканарской резни нет. Герой Ярмольника за весь фильм убивает всего 1 (ОДНОГО - прописью) человека, да и тому просто не повезло оказаться в неправильное время в неправильном месте. Вообщем, если вы книгу не читали, то из фильма ничего не поймете. Если читали, то увидите на экране груду криво склеенных эпизодов, промежутки между которыми заполняются авторскими высказываниями о том, что мы должны были узреть, но не смогли, ибо это нам не показали. То есть “Трудно быть богом” - это “Хрусталев машину” в предельной своей концентрации, набор отдельных эпизодов, которые режиссер сначала хотел склеить в единое целое, но не сумел, а потом просто махнул на них рукой (пусть зрители сами разбираются, что к чему здесь относится).

Дело доходит до того, что смещение “серых” происходит за кадром. Мы даже не знаем, что случилось со старым режимом и куда делась половина персонажей (хотя бы мелкий король). Если уж Герман про него забыл, то зритель и вовсе не вспомнит. Развязка наступает неожиданно. Бац и черные убиты, бац и Румату пытаются вернуть на землю, бац и зима начинается. Причем подобный поворот событий (резня черных) в фильме ничем не оправдан, ибо черные не сделают местную жизнь хуже. Жители Арканара на дне цивилизационной воронки тусят, так что дальше падать им некуда.

Занятно, что Герман даже не пытается расставить события по хронометражу. Все происшествия укладываются в один долгий день (неделю, месяц?). В результате чего зрителю кажется, что бессмысленные эпизоды растягиваются на десятки долгих минут. Во время просмотра одной сцены мне показалось, что я смотрел ее 30 минут, не меньше, тогда как в реальности прошло всего 5. И такие провалы во времени случаются на всем протяжении постановки, к концу которой вы не будете понимать, сколько времени от начала просмотра прошло..

Информация к размышлению. Вообще, непонятно, почему Герман остановил хронометраж картины на трех часах. Если “Трудно быть богом” делает ставку на антисюжет, то продолжать историю Руматы можно было бы бесконечно и минимальная продолжительность такой картины должна была составить не менее 10 часов. Хуже бы от этого она бы точно не стала.

Вообще, фильм Германа страдает от нехватки бюджета. Я не знаю куда делись 300 млн. рублей, но итоговый результат выглядит хуже чем поделия PM Entertainment. Фильм экономит буквально на каждом имеющемся элементе: на реквизитах, на актерах, на массовке, на локациях, на эпичности наконец. Вероятно боевых сцен фильм лишен по той же самой причине. На них просто не хватило средств. В итоге важнейшие повороты сюжета мы не смотрим на экране, их доносят до зрителя голосом в стиле древних радиопостановок.

Из положительных моментов можно отметить операторскую работу Владимира Ильина и Юрия Клименко. Оба оператора (Ильин умер во время съемок) справились с непосильной задачей и реализовали большую часть безумных режиссерских хотелок. В результате чего, отдельные кадры эпика выглядят хоть и отвратительно, но интересно. Другой вопрос, что художественный фильм бонусов от этого не получает, ибо кино - это не картина Босха и не визуальный конструктор “Догадайся сам”. Нормальное кино требует гармонии между изображением, сюжетом и актерской игрой, а в фильме все эти компоненты работают в параллельных реальностях и никак не поддерживают друг друга.

Так что же можно сказать в итоге? Герман, вместе со съемочной командой, безусловно, проделал колоссальную работу. Только вот зрителю она оказалась не нужна, ибо Герман заставляет кинофанатов самостоятельно собирать историю, формируя ее из отдельных визуальных кусков. Ситуация осложняется еще и тем, что части важных для сюжета эпизодов в картине попросту нет, из-за чего “Трудно быть богом” становится не смотрибельным для зрителей, которые не читали книгу.

ЗА
-Внимание к деталям и экспериментальный визуальный ряд.
ПРОТИВ
-Фрагментарный набор сцен, которые не формируют сюжет.
-Чернушное средневековье. Причем чернуха здесь ради чернухи.
-В картине вообще ничего не происходит.
-Черно-белое изображение начинать быстро утомлять.
-Фильм практически никак не перекликается с книгой.
И еще немного изображений из фильма.






Если вам понравился обзор этого фильма и вы хотите увидеть обзоры других вестернов, не забудьте нажать лайк или написать комментарий. Также подпишитесь на мой кино-канал The Great Black Ship, где есть всякая дополнительная инфа и бывают опросы.
05.02.2025
(с) Илья Садчиков