Студийное, архитектурное. Поговорить.

топ 100 блогов lerabel30.09.2016 Жалко, конечно, что так много френдов, интересовавшихся детским творчеством, ушло из ЖЖ - потому что иногда хочется не просто показать рисунки, но и обсудить кое-что. Например, то, как лучше рисовать с детьми архитектурные постройки. Но, может, все же заглянет кто...

Рисунок Ксюши Горбачевой, 7 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.



Наше нынешнее путешествие в средневековую Европу традиционно началось с архитектуры - она как-то легко и быстро "погружает" в эпоху, настраивает на восприятие легенд и мифов, ну и вообще создает подходящий антураж...

Мы отправляемся в средневековый город и сперва разглядываем его с высоты птичьего полета, замечая необычные для современных горожан крепостные стены и башни. Затем проходим сквозь массивные ворота, под железной решеткой по откидному мосту...

Сапрыкина Милана, 9 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

...И оказываемся на узких и не особенно чистых его улочках.

Евтеев Сережа, 8 лет, первый рисунок в студии
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Делфт. Лаврова Лиза, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Пока гуляем, начинаем потихоньку понимать, что не такой уж и приятной была жизнь средневекового европейца - без электричества и центрального отопления, водопровода и канализации. А еще без компьютера! - в ужасе добавляют дети, которые явно торопятся поскорее покинуть неуютные времена.

Касьян Софа, 10 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Но я ненадолго задерживаю их, чтобы полюбоваться разнообразием каменной застройки старинного города, поднять глаза на башни ратуши, постоять под сводами романского храма, восхититься летящими очертаниями стрельчатых арок и башен готических соборов, зажмуриться от красоты многоцветных витражей... И они соглашаются ненадолго остаться.

Шартр. Хлупнова Марина, 8 лет (тоже первая работа в студии)
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Леванто. Макаров Ваня, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Пиза. Любина Саша, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Париж. Дикун Маша, 9 лет.
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Болонья. Купренко Тимур, 10 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

А потом мы идем в гости к хозяевам ближних земель, в старинный рыцарский замок. Разглядываем сперва тоже на расстоянии, опасаясь подходить близко, ибо за каменными зубцами могут стоять катапульты, а в узких бойницах - затаившиеся арбалетчики.
Федоренко Павлик, 10 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

(Хотя недавно на выставке нам рассказывали, что арбалет - чисто охотничье оружие, но я читала и про бойницы в замках, специально расширенные для арбалетов).

Банников Слава, 9 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Быкова Василиса, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Фроленко Ника, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Но вот сейчас хозяева замка поймут, что у нас нет злых намерений, и тогда ворота откроются.

Тычкин Ваня, 7 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Мы сможем заглянуть в глубочайший колодец, побродить по боевым ходам и подняться по узким башенным винтовым лестницам на дозорные площадки. Мы приглашены в Рыцарский зал донжона - главной башни замка, где проходят хозяйские застолья, но и в кухню, и в спальню мы тоже с любопытством заглядываем. Мимоходом можно сунуть нос и туда, где расположены местные удобства, только они неудобные...

Корнилова Лида, 6 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Грачева Полина, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Густова Саша, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Масленцова Настя, 9 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

А это - рисунки от моих студийных "звезд", пятиклассников:

Беликов Миша
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Рязанова Ксюша
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Любимое, итальянское. Греет.
Киселев Максим
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Зайцева Соня
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Немецкая готика. Дилбарян Виолетта
Студийное, архитектурное. Поговорить.

И английская. Тычкина Лена
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Тут каждый - вполне состоявшийся автор с собственной манерой, которая потом и в учебных натюрмортах никуда не денется.

* * *

А поговорить я хотела вот о чем.

О краеугольном камне всего детского рисования - так называемых "опорных" картинках.

С одной стороны, я, безусловно, против тупого копирования детьми картинок из книжек и интернета. Мне кажется неконструктивным и неосмысленнм, когда ребенок просто повторяет увиденную на картинке форму и подбирает такой же, как на картинке цвет. Это почти ничему не учит.

Копирование полезно для практикующих студентов-живописцев - но опять же не с картинок, а с оригиналов, причем, хороших - где видно наложение краски и живописные приемы. С репродукции - смысл уже теряется.
И дети мои отлично знают, что копированием мы никогда не занимаемся.

С другой стороны, картинки под рукой имеются (конечно же, не во всех темах, часто мы рисуем просто из головы или с натуры, но по архитектурным темам они есть почти всегда).

Во-первых, потому, что любая эпоха - это вполне конкретные памятники. Реально существующие соборы и замки. Немыслимое разнообразие деталей, которые некогда придуманы искусными зодчими, и их можно, несколько раз повторив, запомнить и использовать потом в своих собственных, придуманных постройках.
Ну и просто хочется порой что-то узнаваемое видеть на рисунках....

Во-вторых, реальная архитектура как правило имеет грамотную конструкцию, повторив которую, можно научиться и каким-то приемам рисунка, перспективы и т.п. Например, при рисовании круглой башни всегда приходят навыки рисунка цилиндра с заниженной точки зрения, его светотеневой моделировки, построения по осевой линии и т.п. Все это, конечно, можно делать и на "фантазийных" замках, но там не будет правильно построенного образца.
Да, можно просто на гипсовом цилиндре, как делают в художке, но это ску-учно...

В-третьих, "опорная" картинка здорово помогает нерешительным и неуверенным в себе школьникам, которые сидят в полном затыке перед листом: что делать-то? А так понятно...
А еще перфекционистам, которым обязательно нужно, чтобы было краси-иво...

Поэтому я придумала себе некий компромиссный вариант для "архитектурного" рисования: я даю детям картинки на карандашной стадии, сразу предупреждаю, что они вольны изменять и по-своему обыгрывать все эти формы, но будет здорово, если они обратят внимание на детали и попробуют хотя бы где-то воссоздать их.

Дальше у каждого - свое живописное решение.

Выглядит оно как-то так:

Два рисунка девочек-четвероклассниц по одной и той же картинке:

Акчурина Марина
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Шапкина Наташа
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Еще одна парочка. Тоже с одного "оригинала"

Александрова Вика, 9 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Дышковец Соня, 11 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

А вот импровизации на тему испанского Алькасара от моих второклашек.
Каютин Артем
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Беркутова Маша
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Горбунова Валя
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Качьян Ира
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Ну совсем же разные, да?

Есть, конечно, определенный процент детей, которые картинками не пользуются и справляются сами.
Вот, например.

Газарова Ева, 7 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Николаев Миша, 7 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Павленко Даша, 8 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Пискова Саша, 11 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Тоже интересно, но совсем по-другому.

Без картинок всегда рисуют дошкольники, мне кажется, им их и не надо: там в большинстве случаев не бывает затыка перед чистым листом бумаги.
Еремина Света, 5 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Ташкинова Варя, 5 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Чернетская Ульяна, 6 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Пирютко Варя, 6 лет
Студийное, архитектурное. Поговорить.

Я не склонна думать, что использование время от времени картинок при рисовании (если это не тупое - линия в линию - копирование) убивает фантазию и воображение, разрушает авторскую манеру и стилистику и т.п.
Но мысли мои по этому поводу весьма противоречивы.

А вы что думаете?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел самое первое Гран при Формулы 1. Точнее её обзор, т.к. существуют лишь обрывки записей того времени. Ни о какой трансляции, конечно, и речи не шло. На самом деле это была уже пятая гонка в сезоне. Но именно эта — первая зачетная.В ...
Помните, анекдот: Штирлиц поймал в своём коттедже мышь и сделал ей угол из шприца, наполненного бензином. После укола он отпустил мышь. Мышь пробежала какое-то расстояние и упала. «Всё, - подумал Штирлиц. – Бензин кончился». Кстати о пойманных ...
«Россия устанавливает на кораблях новое оружие... Испытуемые после воздействия оружия жаловались на галлюцинации, головокружение, тошноту, признаки дезориентации в пространстве». ...
Тут с Промычем ljpromo делали своего рода интервью: http://ljpromo.livejournal.com/145825.html Только не спрашивайте у меня, кто из троллей кто)))) Информацию дал, диагнозы ставим ...
Разница между экстремальным и обычным спортом состоит в том, что в обычном спорте ты думаешь, что контролируешь ситуацию, а в экстремальном точно знаешь, что не контролируешь. ...