Стрит-арт – бунтующее искусство
caligula — 10.09.2014 — ИскусствоРисунки на фасадах зданий, заборах, транспорте и прочих нестандартных холстах уже несколько десятков лет заставляют спорить о себе. Некоторые считают это хулиганством, другие же – возводят такое самовыражение к искусству. Кто здесь прав – размышлять бессмысленно: сколько людей – столько и мнений. Поэтому более целесообразным будет обсудить истоки, особенности и концептуальные составляющие, на которых базируется данное направление.
Выявить корни уличного искусства – что-то из ряда нереального. Те, кто любил «пошалить» таким образом, были всегда. Исходя из такой предпосылки, первые уличные творения можно отнести еще к доисторическим временам, когда стены пещер были единственным возможным местом, где человек мог хранить знания и выражать себя. Тем не менее, это далеко от того, что подразумевают под термином стрит-арт. Что-то более приближенное к нему можно найти в футуризме. Декрет № 1 «О демократизации искусств…», изданный в 1918 г. В.Маяковским, Д.Бурлюком, А.Каменским в некотором смысле демонстрирует ценности уличного искусства. Вот отрывок из него: «Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения – дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах». Но, опять-таки, это еще отдаленные устья. Первые работы, которые по настоящему можно отнести к данному направлению, принадлежат Julio 204 и Taki 183. Они появились на улицах Нью-Йорка в начале 70-х годов. «Классическим» представителем направления считается английский художник по прозвищу Бэнкси. Среди других творцов – Шепард Фейри, Ces53, Space Invader, 108.
Стрит-арт – это вызов классическим канонам. Его задача – не в том, чтобы продемонстрировать, как прекрасно искусство, как оно возвышается над обыденностью, а в том, чтобы вступить со зрителем в диалог. Стрит-арт – это отрицание элитарного искусства, его «массовизация». Для художников, работающих в рамках данного направления, важна независимость. Они выступают не только против укоренившихся в искусстве традиций, но вообще против всяких канонов и неравенства. Расовая дискриминация, социальная незащищенность, капиталистические ценности, повсеместная безработица – вот некоторые из аспектов, которые поднимают художники в своих работах. Еще одна черта уличного искусства – анонимность. Она – следствие преследования творцов блюстителями общественного порядка. Сегодня стрит-арт – это не только рисунки. Данное направление представляют граффити, мурали, рисунки по шаблону и/или трафарету, плакаты, видео, проецированные на сооружения, инсталляции под открытым небом, флешмобы и т.д.
|
</> |