«Стрижи» и «Витязи»: прерванный полет?


«…Гнуть петли на боевых самолетах — это слишком дорого», - так мотивировал свой приказ о расформировании национальных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские Витязи» министр обороны А.Сердюков. Правда, затем последовало не очень внятное опровержение этой информации. Так или иначе, удар по «Стрижам» и «Витязям» означал бы удар по лицу российских ВВС. А кроме этого лица, у ВВС, пожалуй, мало что осталось. И, пожалуй, только оно время от времени радует зевак-налогоплательщиков, не всегда понимающих, зачем тащить на себе избыточный груз под названием «российская армия», критический вес которому придает ее командный состав. Те-то ребята хоть умеют «гнуть петли»…
Конечно, разного рода ‘military performance’ (вначале магические ритуалы, потом парады, показательные учения и т.д.) – во все времена был атрибутом военной службы, через него армии демонстрировали свою боеспособность в не меньшей степени, чем на поле брани. Что говорить об эпохе, когда поля брани становятся ареной для performance online… И не вина профессионалов высочайшего полета, которым по плечу любая сверхсложная боевая задача, что их содержат лишь для участия в шоу. Генералитет давно углубился в решение совсем других – финансово-экономических задач, соответствующих его групповым и индивидуальным интересам. Настолько успешно, что средства на профессионалов, действительно могут вскоре иссякнуть.
90-е годы были отмечены зияющим запустением в военной авиации. В один из этих годов наш знакомый – кстати, отставной полковник ВВС - перегонял приобретенную им в Казахстане автомашину к берегам Черного моря. Под Кисловодском он решил срезать многокилометровый угол. Сделать это можно было через военный аэродром. И вот, он, въехав в распахнутые и никем не охраняемые ворота (Северный Кавказ!) беспрепятственно несся на машине по аэродрому, а мимо «пролетали» ржавеющие на потрескавшемся асфальте МиГи. Отсутствовали средства на покупку керосина. Наш знакомый, правда, заметил на поле немногочисленных людей, вот только они его не замечали… Тогда же участились крушения военных вертолетов. У летчиков попросту не набиралось часов годового налета для поддержания профессиональной формы. А как налетать-то без топлива?...
Сейчас государство вернулось в ВВС хозяином. Правда, оно, скорее, не хозяйствует, а хозяйничает, - как заблагорассудиться тем, кто представляет его в этом секторе.
В своем ЖЖ актер Станислав Садальский рассказывает о командире пилотажной группы Игоре Ткаченко – человеке смелом и бескомпромиссном. Тот на встрече с одним официальным лицом обещал дать в морду генералу, который продал знаменитый военный аэродром в Кубинке. Сам Игорь Ткаченко на гнилых свежевыкрашенных самолетах ставил рекорды, а за каждую поломанную деталь платил деньги из собственного кармана. На таком убитом самолете он и разбился. А Министерство обороны дало информацию о столкновении в небе…
Как хочется верить нынешнему официальному опровержению военных, но…
P.S. Недавно пост заместителя главы Росатома покинул человек, который двумя курсами раньше меня изучал психологию в нашей общей alma mater. В студенчестве особой глубиной мысли и полетом креативности он не отличался, компенсируя это маловразумительной, но напористой говорливостью, против которой не могли устоять даже старшие товарищи. А впоследствии - разного рода руководители (как правило, либо не очень профессиональные, либо очень доверчивые), которым он предлагал свои услуги в качестве консультанта. Консультировал он и полпреда президента в Поволжье С.Кириенко, с ним же ушел в Росатом. В структуру, которая давно прославилась успехами не столько в расщеплении атома, сколько в распиле средств, отпущенных на его расщепление и решение сопутствующих вопросов. Последний «успех» - махинации с переселением людей из загрязненной зоны в Челябинской области – буквально вчера обсуждался в присутствии президента Медведева…
Но вернемся к моему студенческому знакомому. Было бы логично предположить, что ушел он в Росатом заниматься кадровыми или какими-то другими гуманитарными темами. Я не поленился и просмотрел его интервью: ничего подобного – там он рассуждает о приоритетах развития отрасли. Столь же напористо. О вразумительности ничего сказать не могу – здесь не специалист …
|
</> |