Стрелы времени, направленные в нас...


Что есть — стрелы Времени, всевластной и всепоглощающей стихии? Если Амур поражает наши сердца стрелами Любви, то спектакль «Стрелы времени» и его автор, режиссёр и по совместительству актёр Андрей Афонин буквально поразил наши души этими стрелами. Уходили мы оттуда, поражённые...глубинным смыслом мистерии, представшей пред нашими очами посредством интегрированного театра-студии «Круг II».
Впрочем, эта мистерия, которую назвали научно-практическим экспериментальным театральным проектом, вызвала и интересные размышления о самой стихии Времени. «Проживите время с нами» — обратились авторы спектакля к зрителю, и мы сделали это.

Что мы увидели? Время во всей его совокупности. Песочные часы, как символ самого Времени, маятник, как возможность отсчёта его минут. И людей, которые изображали ход планет, и то Пространство, в котором зарождалось Время. Трудно, конечно, было заснять сложные хореографические номера, которыми изобиловала эта мистерия, поэтому покажу лишь отдельные кадры — как мгновения того самого Времени, о котором уже говорилось.

По сути, сам спектакль — выражение научных представлений всемирно известного ученого с инвалидностью Стивена Хокинга о трех разновидностях стрел времени: первая — термодинамическая, относительно которой возрастает энтропия; вторая — психологическая, относительно которой мы помним прошлое, а не будущее; третья — космологическая, относительно которой существует представление о том, что Вселенная, скорее, расширяется, чем сжимается.

И если судить по той мистерии, которую наблюдаешь в спектакле, то автор приводит нас к мысли, что Время не линейно, а фрагментарно: по сути, сам спектакль — это срез отдельных сценок-номеров, словно временных фрагментов. Танец планет, зеркальная стена, куб, который я про себя назвала «куб Мироздания» — это всё создаёт мозаику Времени. Сюжетной линии, как таковой, не имеется — имеются только эти фрагменты, и зритель сам складывает из них космогонический миф о временной природе. Кстати, это же можно отнести и к спорной стороне спектакля — ведь космогония могла бы быть и сюжетной: вначале появились планеты и их ход, потом в результате яркой вспышки появилось само Время...

Интересно было наблюдать и актёров- ребят с особенностями развития, которые прекрасно двигались и танцевали, показывая чудеса пластики и самовыражения. Они двигались, как стрелки в часах, создавая временную структуру, а порой и демонстрируя временные парадоксы. И вот эти фразы, звучавшие в спектакле «В то время она могла коммуницировать с другими», «Мы танцуем время, мы в космосе, но мы и есть космос», «Выиграть время, чтобы потерять его» — казались ликами Времени, его осколками в гигантском калейдоскопе мира.
Стрелки часов — вот они, стрелы Времени, к этой мысли ведут авторы своего зрителя. «Три стрелы времени направлены вперед. Мы несемся из прошлого в будущее. Мы стремимся к разрушению. Время не повернуть вспять. Никто не знает, что за поворотом очередного витка времени. Мы становимся энергией, создающей хаос. Мы есть энергия, создающая порядок времени.»

Отдельного упоминания заслуживает и «мистерия Смерти», где жуки пожирают тела и люди превращаются в ничто: этот впечатляющий момент наполнен мистическим трепетом, и ты переживаешь этот момент вместе с юными актёрами, падающими на сцене.
В общем, очень интересный спектакль для тех, кто любит философские притчи, космогонические мистерии и глубинный смысл явлений. А идёт этот спектакль в Новом Манеже в Георгиевском переулке.