СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА. "КАТЫНЬ" ВАЙДЫ И ДИСКУССИЯ ПОСЛЕ ФИЛЬМА

Естественно, раскрывать и тем более оценивать ход разговора я не имею права, но уверен, что оно в любом случае вызовет у любителей истории не меньший интерес, чем сам фильм. О самой дискуссии скажу только одно: началась она, как это чаще всего бывает, вяловато — редко какой ученый у нас готов прямо с места взять в карьер. Поэтому мне пришлось подстегнуть ее, приняв на грудь несколько большую «дозу сталинизма», чем я рассчитывал. Зато после этого уже приходилось останавливать ораторов.
В общем, смотрите.
Теперь о самом фильме. Он, безусловно, сделан мастерски. Хотя до всем известных шедевров Вайды и не дотягивает.
Вайда опасался, что его фильм будет трактоваться как политический, хотя он хотел сделать фильм о человеческой трагедии. Правда, в другом месте того интервью, которое я в 2007 году опубликовал в «Московских новостях», он говорит, что это фильм о «катынской трагедии и катынской лжи». Так что как уж тут без политики.
Как лирическая трагедия фильм, на мой взгляд, сильно уступает, например — беру зарубежный образец - «Списку Шиндлера». Поэтому восчпринимается фильм все-таки как политический.ю
Конечно, Вайда обличает в первую очередь не Россию и не русских, а сталинизм, который у него — по фильму — прямо ассоциируется с Советским Союзом.
Вторыми, кого он обличает, становятся поляки, которые встали на сторону «катынской лжи», то есть Советского Союза. Нацизм и гитлеризм проходят по самому краю внимания автора — фактически только в его начале и чуть-чуть в конце — когда сравниваются кадры немецкой и советской кинохроники о Катыни.
Кроме того — и это моя главная претензия к автору — фильм почти полностью выведен из исторического контекста и «вечно мечтающая о независимости Польша» выступает исключительно в виде страдательного и страдающего субъекта европейской политики того периода.
Но, конечно, никакой прямой пропагандой Вайда не занимается, в истерику не впадает, слезу специальными приемами не выжимает. Слишком большой мастер и умный человек. Умный и порядочный.
Не думаю, что сам фильм произведет очень сильное впечатление на зрителей, а его демонстрация станет очень громким политическим событием.
Но понятно, что событие политическое. Фильм показывается на Страстной неделе в Страстную пятницу перед Пасхой, которая в этом году приходится на один день у православных и у католиков. А кроме того — накануне визита Туска в Россию. По приглашению Путина. И они вместе поедут в Катынь. А в этом году — 70-летия расстрелов в Катыни по версии, которую все участники разговора признали неоспоримой. А через десять дней в Россию — ради посещения Катыни — но с частным визитом, приедет и Качиньский.
Как уж тут без политики?
Улягутся ли после этой демонстрации страсти по Катыни и наладятся ли отношения между Россией и Польшей? Сомневаюсь.
Фильм посмотреть надо.
Разговор после него — тоже. Ну а дальше?
ЗЫ. Да, в фильме есть одна фраза, свидетельствующая, на мой взгляд, о том, что Вайда впрямую адресует этот фильм современной русской интеллигенции. И надеется именно на ее отклик...