Страсти вокруг найденного списка Казанской иконы
melissa_12 — 06.11.2023Статья на РНЛ, которая не разъясняет. а еще больше запутывает историю с «обретением»:
«В субботу, 4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божией Матери и в День народного единства, произошло особенное радостное событие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил верующим икону Божией Матери Казанская, с которой ополчение Минина и Пожарского освобождали Москву от интервентов.
Патриарх по этому поводу обратился к верующим со специальным словом.
Однако в сообщениях средств массово информации, в социальных сетях и тлг-каналах с чьей-то нелёгкой руки произошла путаница: некоторые СМИ начали писать о том, что обретён подлинник иконы Казанской Божией Матери, что вызвало путаницу в умах, а у врагов Церкви – откровенные насмешки.
И это при том, что сам Святейший в своём слове вроде всё ясно объяснил, он не говорил о том, что нашёлся подлинник – та первозданная икона, которая была обретена в 1579 году в Казани, когда Божия Матерь трижды являлась отроковице Матроне.
Поскольку в сети и «телеге» начали активно продвигать тему об обретении подлинной Казанской иконы, «Русская народная линия» в тлг-канале в тот же день дала разъяснение в связи с этим событием:
«Народ, как выяснилось, не умеет читать текст до конца. И многие подумали, найден подлинник Казанской иконы, обретённой в 1579 году. Тот первозданный образ обретённый в Казани на пепелище отроковицей Матроной и будущим патриархом-священномучеником Гермогеном, был украден из храма Казанского монастыря в 1904 году, что было воспринято как тревожное предзнаменование для страны. Так оно и случилось.
Воров нашли, нашли украшения и ризу с иконы. А саму икону не нашли. Официальная версия гласит, что воры сожгли икону. Но ходили слухи, что кражу заказали старообрядцы, и икона где-то спрятана у них, в каких-то скитах. Тезоименитый патриарху-священномученику будущий новомученик епископ Гермоген (Долганов), сам выходец из строобрядческой семьи, пытался искать икону у старообрядцев, вёл переговоры, платил деньги, но безуспешно.
Сегодня объявлено об обретении иконы, написанной по просьбе князя Дмитрия Пожарского для русского ополчения, которая после победы находилась в построенном князем Дмитрием Казанском соборе на Красной площади. Собор был разрушен в безбожное время, но теперь восстановлен. Туда и передал Патриарх икону.
Правда, теперь становится непонятным – а какая же Казанская икона хранится в Елоховском соборе Москвы? Именно ее считали той самой иконой, с которой ополченцы 22 октября 1612 года вошли в Китай-город, в честь чего и был установлен сначала местный, московский, а потом и всероссийский праздник в честь этого образа.
Ныне мы празднуем в этот день и светский праздник День народного единства. А это ещё и день рождения Российской Империи, ибо в этот день царь Петр в 1721 году провозгласил Россию Империей, а сам стал именоваться Великим и Отцом Отечества».
В свою очередь РИА Новости опубликовала пояснительный комментарий старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Натальи Чугреевой, которая исследовала Казанскую икону и ей списки. Искусствовед приводит ряд важных деталей, связанных в обретением этого списка Казанской иконы.
«Я слушала радио – там говорят, что это явленная икона, которая была обретена в Казани в 1579 году. Патриарх ни разу об этом не сказал… В Москву был привезен список с явленной Казанской иконы: об этом говорилось еще в летописях XVII века. С этим списком и была освобождена Москва. Потом его поновляли в XVII и XVIII веке, и про эти записи на нижнем поле иконы были сделаны надписи. Мы знаем, как выглядела Московская Казанская по архивной фотографии и описям Московского Казанского собора. Но поскольку малоизвестно, что Минин и Пожарский освободили Москву не с явленной иконой, а со списком с нее, принесенным в Москву с казанским ополчением, – многие считают, что именно явленную икону взяли из Казани и пошли на Москву. Для того, чтобы все это распутать, пишутся научные статьи: это делается, но нужно, чтобы это еще укрепилось в головах», – пояснила искусствовед.
Она отметила, что слух о том, что именно представленная Патриархом икона была явлена в Казани на пепелище в 1579 году, распространяется несмотря на то, что в своем слове в Успенском соборе Кремля Патриарх не говорил об этом. Самое же главное, считает Чугреева, то, что икона теперь будет доступна верующим в восстановленном Казанском соборе на Красной площади.
Кстати, Наталья Чугреева в своём интервью не объяснила, как же быть с чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери, который хранится в Елоховском соборе Москвы…
Но главное, вся эта история должна стать для нас, православных журналистов, блогеров, публицистов. Поучительной. Мы наглядно убедились, как неправильная интерпретация становится поводом для издёвок и насмешек со стороны врагов Церкви над Святейшим Патриархом, а значит и над Церковью. Мы должны внимательнее относиться к информации, к историческому контексту и понимать, что любая неправильная интерпретация, любые ошибки, необдуманное слово могут быть использованы и активно используются врагами Церкви для дискредитации Русской Православной Церкви и нашего священноначалия.
Редакция «Русской народной линии»
Комментарии:
От себя хочу добавить, что Святейший так и сказал, что этот день особый, т.к. произошло историческое событие — был обретен чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери.
«В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви явил обретенный чудотворный образ и совершил Литургию в Успенском соборе Кремля»
С официального сайта Патриархия.ру http://www.patriarchia.ru/db/text/6074511.html
Вот его слова:
http://www.patriarchia.ru/db/text/6074474.html
Вы бы там договорились как-то между собой, редакция РНЛ, Борис Корчевников, Наталья Чугреева, редакция Патриархия.ру, прежде чем делать такие неуклюжие отмазки.
Скажем так — патриарх ошибся.
Ничего страшного, бывает, любой человек может ошибиться, даже Святейший.
Так и скажите, свои поймут, на мнение чужих наплевать.