Страшная 28-летняя старуха...
amazonkal — 19.10.2019 Довольно часто в официальной биографии Афанасия Фета пишут, что он женился на богатой, но старой, страшной, больной женщине. Как здесь, например:https://anonimusi.livejournal.com/990861.html#commentsНо так ли все было на самом деле?
Невесте Фета Марии Боткиной было целых 28 лет, когда они познакомились. Старуха. А он то был юным и свежим - всего-то 37 годиков...
Мария на самом деле была из очень достойной и богатой семьи. Боткины относились к числу не только богатейших, но и старейших в Москве чаеторговцев. Их называли "чайными королями". "Чайное благополучие" Боткиных дало возможность встать на ноги всем членам этой большой семьи. Брат Марии - тот самый Боткин, известный врач Сергей Петрович Боткин. Его именем названы больницы в Москве, Санкт-Петербурге и Орле.
Но почему же дочь "чайного короля" до 28 лет была не замужем? Вы верите в то, что она была уродиной и поэтому оставалась старой девой?
Выглядела она вот так:
Она была не страшнее своей сестры, которая без проблем вышла замуж. Екатерина Петровна вышла замуж за известного в Москве фабриканта Ивана Васильевича Щукина. У них было 11 детей (пять дочерей и шесть сыновей).
На самом деле причина была не во внешности Марии. В юности у нее случился непродолжительный роман с молодым человеком, приведший к потере девичьей чести. В некоторых источниках упоминается информация, что плодом той любви стал сын. Правда, подробностей о ребенке нигде нет. Где он, что с ним... Точно то, что Мария его не воспитывала... В то время такая история могла поставить крест на девичьей судьбе...
А вот 37-летний ротмистр Фет как раз не был завидным женихом.
Он был беден. Он был лишен дворянства, потому что был незаконнорожденным ребенком. Его отчим, которого он считал отцом, во время своего пребывания в Германии влюбился в мать Фета. Да так влюбился, что, несмотря на ее беременность, увез от мужа в Россию. Родившегося уже здесь мальчика назвали Афанасий. Афанасию исполнилось 14 лет, когда какой-то дотошный чиновник случайно обнаружил, что венчались родители в православном храме уже после рождения Афанасия, а значит, его отец — вовсе и не отец, а отчим, мальчик — незаконнорожденный и не дворянин. Вот так Афанасий Шеншин стал Фетом, превратившись из русского в немца.
В его роду случались психические заболевания. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику.
Мечта о богатстве всегда грела душу Фету, который мечтал взять в жены богатую наследницу.
Женился поэт по расчету.
Перед свадьбой Фет написал в альбоме Марии:
"Все, что манило, обмануло
И в сердце стихнувшем уснуло, -
Лобзаньем вновь пробуждено.
Забыв зимы душевный холод,
Хотя на миг - горяч и молод,
Навстречу сердцем к Вам лечу;
Почуя неги дуновенье,
Ни в смерть, ни в грустное забвенье
Сегодня верить не хочу."
8 апреля 1857
Благодаря браку Фет разбогател. Благодаря немалым денежным средствам Фету удалось вернуть себе фамилию Шеншин и дворянское звание.
В семейной жизни Афанасий Фет показал себя хорошим хозяином, который смог значительно преумножить состояние жены. Мария оказалась верным другом и отличной помощницей поэта.
Привольно, широко, куда ни кинешь взор.
Здесь насажу я сад, здесь, здесь поставлю хату!
И, плéктрон отложа, я взялся за топор
И за блестящую лопату.
Свершилось! Дом укрыл меня от непогод,
Луна и солнце в окна блещет,
И, зеленью шумя, деревьев хоровод
Ликует жизнью и трепещет.
Ни резкий крик глупцов, ни подлый их разгул
Сюда не досягнут. Я слышу лишь из саду
Лихого табуна сближающийся гул
Да крик козы, бегущей к стаду.
Здесь песни нежных муз душе моей слышней,
Их жадно слушает пустыня,
И верь! — хоть изредка из сумрака аллей
Ко мне придет моя богиня.
Вот здесь, не ведая ни бурь, ни грозных туч
Душой, привычною к утратам,
Желал бы умереть, как утром лунный луч,
Или как солнечный — с закатом.
1864
Вместе супруги прожили 35 лет. Мария Петровна пережила мужа - Афанасия Фета - всего на полтора года. Его смерть была для нее сильным потрясением, сорок дней она провела в селе Клейменово, где он был похоронен, и почти каждый день ездила к нему на могилу. Вернувшись в Москву, она занялась изданием его стихотворений. Но вскоре скоропостижно скончалась...
В родовом имении Шеншиных, что в двадцати верстах от Орла, во Мценском уезде, стоит на пригорке, заросшем пышными рябинами, Покровская церковь. В склепе ее похоронен поэт Афанасий Фет. Рядом с ним жена, Мария Петровна, урожденная Боткина... Та самая, страшная и старая...
|
</> |