странные католики?

топ 100 блогов mmekourdukova26.03.2011

Вчера задала двум своим группам вопрос, который мне довольно часто задают русские люди в реале и тут в ЖЖ: как это так, католики – и вдруг занимаются православной иконописью? Не то чтобы я не знала ответа, но было любопытно, что скажут сами дети. Тем более что среди них были богословски подкованные дети, по пятницам у меня три монахини.

Так вот.
Дети не понимали сначала, в чем проблема – для них выражение «православная иконопись» обозначает просто «иконопись», то есть христианское сакральное искусство, которым может заниматься всякий, согласный с решениями Седьмого собора. Мне пришлось трудиться объяснять, какой особенный смысл вкладывают в вопрос задающие его русские люди. Считается, сказала я, что существует

  1. некий набор сюжетов
  2. некий набор стилей
  3. некие антропологические признаки,

которые характерны для иконописи восточного христианства, а для иконописи западного христианства нехарактерны. Так отчего же вы, будучи западными христианами, лезете в чужую традицию?

 

Ну, тут уж дети ответили как по нотам.

  1. подавляющее большинство сюжетов у нас общее. Главный сюжет – икона Христа – всяко общий.
  2. стилю, да, они обучаются – потому что вплоть до XIII в. одни и те же стилистические принципы были свойственны и восточному, и западному церковному искусству. То есть эта стилистика вполне родная сколько-нибудь грамотному католику. Но научиться ей как следует не у кого, в родной РКЦ нынче кризис с этим делом, вот они у меня и учатся. Такое бывает. Учились же русские иконописцы у Запада и на Западе с XVII по XIX век, когда у них самих в традиционной иконописи был тяжелый кризис. Учились и православными быть не переставали.
  3. антропология (понимание того, каков Христос и каковы уподобившиеся ему люди) у нас тоже по большому счёту общая. То, что католикам перестали нравиться (за редкими исключениями) изображения Христа, Богородицы и святых, скажем, эпохи барокко или «стиля Сен-Сюльпис», говорит о том, что теперь у них теперь иное понимание святости, нежели в XVI, XVII или XIX в. То, что римо-католикам теперь близки (за некоторыми исключениями) образы Христа и Ему подобных людей, созданные восточными христианами, говорит о том, что понимание святости на Западе теперь близко к пониманию святости на Востоке. Западу просто не хватает средств, чтобы его выразить, поэтому (для того, чтобы уметь точно выражать своё понимание святости) они и учатся. Своё – то есть церковное, конечно. На данном этапе.

Короче, совсем коротко: они знают, чего хотят, и берут это там, где находят. Дальше начался очень интересный разговор о соотношении между стилем и антропологией, но это отдельная тема, как-нибудь доберусь. 

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Купила билеты, схватила, точнее. Да прямо в Сантьяго, "туда и обратно". 9 ходовых дней, значит, ок. 225 км., вряд ли больше. В принципе, должна уложиться: Etapa 1: Ponferrada - Las Médulas 27.8 km Etapa 2: Las Médulas - O Barco de Valdeorras 27.2 km Etapa 3: O Barco de Valdeorras - A ...
«Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е) — самая загадочная работа Федора Рокотова. Существует 2 версии касательно того, кто на ней изображен. По одной из них, с картины на нас смотрит граф А.Г. Бобринский, сын Екатерины II и ее фаворита Г. Орлова. Вторая версия более интересная и ...
… редко хочу в кино по утрам, особенно, в будний день, но сегодняшний фильм “Параллельные миры” того стоил. Красивая и волшебная, как старая добрая сказка из детства, фантастическая мелодрама о силе любви, перед которой не властны не законы ...
Поздравляю всех читателей с Новым Годом! Думаю, быть читателем Галковского ...
Ответы на главный вопрос для ответственных родителей: Стоит ли пользоваться дешевыми подгузниками и в чем их отличие от дорогих аналогов? С феерическим взлетом валют, стоимость детских товаров импортируемых из других стран, тоже нешуточно возросла. Пару лет назад я покупала Pampers ...