странные католики?
mmekourdukova — 26.03.2011Вчера задала двум своим группам вопрос, который мне довольно часто задают русские люди в реале и тут в ЖЖ: как это так, католики – и вдруг занимаются православной иконописью? Не то чтобы я не знала ответа, но было любопытно, что скажут сами дети. Тем более что среди них были богословски подкованные дети, по пятницам у меня три монахини.
Так
вот.
Дети не понимали сначала, в чем проблема –
для них выражение «православная иконопись» обозначает просто
«иконопись», то есть христианское сакральное искусство, которым
может заниматься всякий, согласный с решениями Седьмого собора. Мне
пришлось трудиться объяснять, какой особенный смысл вкладывают в
вопрос задающие его русские люди. Считается, сказала я, что
существует
- некий набор сюжетов
- некий набор стилей
- некие антропологические признаки,
которые характерны для иконописи восточного христианства, а для иконописи западного христианства нехарактерны. Так отчего же вы, будучи западными христианами, лезете в чужую традицию?
Ну, тут уж дети ответили как по нотам.
- подавляющее большинство сюжетов у нас общее. Главный сюжет – икона Христа – всяко общий.
- стилю, да, они обучаются – потому что вплоть до XIII в. одни и те же стилистические принципы были свойственны и восточному, и западному церковному искусству. То есть эта стилистика вполне родная сколько-нибудь грамотному католику. Но научиться ей как следует не у кого, в родной РКЦ нынче кризис с этим делом, вот они у меня и учатся. Такое бывает. Учились же русские иконописцы у Запада и на Западе с XVII по XIX век, когда у них самих в традиционной иконописи был тяжелый кризис. Учились и православными быть не переставали.
- антропология (понимание того, каков Христос и каковы уподобившиеся ему люди) у нас тоже по большому счёту общая. То, что католикам перестали нравиться (за редкими исключениями) изображения Христа, Богородицы и святых, скажем, эпохи барокко или «стиля Сен-Сюльпис», говорит о том, что теперь у них теперь иное понимание святости, нежели в XVI, XVII или XIX в. То, что римо-католикам теперь близки (за некоторыми исключениями) образы Христа и Ему подобных людей, созданные восточными христианами, говорит о том, что понимание святости на Западе теперь близко к пониманию святости на Востоке. Западу просто не хватает средств, чтобы его выразить, поэтому (для того, чтобы уметь точно выражать своё понимание святости) они и учатся. Своё – то есть церковное, конечно. На данном этапе.
Короче, совсем коротко: они знают, чего хотят, и берут это там, где находят. Дальше начался очень интересный разговор о соотношении между стилем и антропологией, но это отдельная тема, как-нибудь доберусь.
|
</> |