Странные игры «Метаморфозы»
pasha_popolam — 04.04.2021«Странные игры» — одна из самых необычных советских групп 80х, хотя, откровенно говоря, необычных групп тогда хватало. Все они, в большинстве, делали ставку на форму изложения, привнося элементы разного рода театральности, добавляя в тексты побольше абсурда, а между треками любые номера, вплоть до чисто цирковых. И все это безобразие гордо называли «рок», а еще лучше «русский рок». Значительная часть всей этой армии фриков, на самом деле, скорее имела отношение к панк-культуре, во всем ее спектре, музыкальная составляющая там была далеко не самой главной.
«Странные игры», в отличие от большинства, имели достаточно качественный музыкальный материал. Все участники имели музыкальное образование и пробовали привнести в обычную российскую бардовско-блюзовую повестку, редкий в то время ска и регги. Плюс ко всему, чуваки не вылезали из штанов, пытаясь насочинять как можно больше текстов-шмекстов, а просто брали переводы французских поэтов, вроде Жака Бреля.
Коллектив окончательно сформировался к 1982 году. Основателем считается Александр Давыдов, а так же братья Сологубы. Присутствовал саксофон — Алексей Рахов и клавиши — Николай Гусев и Николай «Кроки» Куликовских. Позднее, в составе перебывали многие известные музыканты, вроде Валерия Кирилова, Густова и Кондрашкина. Большой интерес к группе проявлял Сергей Курехин и это тоже можно считать показателем.
В 1983 году, «Странные игры» записывают альбом (первый из двух) «Метаморфозы».
Уже с первого взгляда на эту группу чувствовалось, что
музыкантам до смерти надоело играть традиционный рок, и явно
хочется предложить миру что-нибудь новенькое. Например, утонченное
шоу и интеллектуальное веселье - с плутовской улыбкой, самоиронией
и фигой в кармане.
Основной акцент в группе был сделан на жизнерадостную и
весьма непривычную для того времени музыку. Поклонники Uriah Heep и
"Россиян" принимали "Странные игры" в штыки, в Москве на их
концертах свистели и называли музыкантов "трубадурами". Однако
именно эта группа привнесла в ленинградский рок стилистическую
революцию. "Странные игры" играли очень энергичный ска в духе
Madness и Bad Manners - местами отстраненный, местами утрированно
хулиганский. Непривычным было и то, что почти все участники группы
имели музыкальное образование, а в качестве текстов к композициям
использовали переводы французских поэтов и шансонье ХХ века -
Тардье, Брассанса, Жака Бреля. Тексты, как правило, носили
иронично-дразнящий характер - остроумно и романтично,
фантасмогорично и абсурдно.
Большинство композиций "Странных игр" сочинялось и
аранжировалось коллективно. Томик стихов из серии "Зарубежная
поэзия ХХ века" кочевал из рук в руки, и каждый из музыкантов
находил в нем что-то свое. Не случайно саксофонист Леша Рахов и
басист Виктор Сологуб воспринимались современниками не иначе, как
"переодетые инженеры, читающие в метро по дороге на службу книжки
французской поэзии". В этом наблюдении была своя сермяжная правда,
поскольку будущая жена Сологуба изучала французскую филологию и
снабжала музыкантов многочисленными поэтическими
сборниками.
Вообще, "Странные игры" периода 82-83-го годов представляли
собой весьма монолитный ансамбль, не имеющий явного лидера. В этом
были их сила и слабость. К примеру, гитарист и вокалист Саша
Давыдов добавлял в музыку "Странных игр" элемент очаровательной
шизоидности. Он обожал поэзию Хармса и в самом его образе было
что-то абсурдистски-привлекательное - он носил то бороду, то
бакенбарды и ходил в неизменных клетчатых брюках. На концертах
Давыдов держался, как правило, несколько в тени, но его истинную
роль в группе переоценить было сложно.
Гриша "Гриня" Сологуб, младший брат Виктора Сологуба, играл на гитаре (эпизодически - на аккордеоне и гармошке), пел и делал эффектное шоу с милицейской мигалкой - в духе Карлсона, который живет на засекреченной взлетной полосе. Гриня с детства обожал панк-рок. Невысокого роста, с больной от рождения спиной, он, по своей сути и образу жизни, был еще большим панком, чем Свинья, Алекс Оголтелый, Рикошет и прочие региональные последователи дела Джонни Роттена. Коронной фишкой Грини стало исполнение мегахита "Девчонка". Это был стопроцентный ска, который Гриня выпевал неправдоподобно дурным голосом, впитавшим в себя отблески латинской мечтательности и интонации радикального панк-рока.
В той же "Девчонке" Коля Куликовских (физик по образованию)
превращал скромную советскую клавишу "Электроника М-01" в идеальный
нью-вейвовский инструмент, извлекая из него дивные звуки типа
"виу-виу", которые впоследствии ни из одной "Ямахи" днем с огнем
было не вытянуть. Второй клавишник Коля Гусев, еще подростком
выступавший в составе легендарных "Аргонавтов", оккупировал в
"Странных играх" акустическое пианино с понатыканными внутрь
кнопками - для более звонкого звучания.
Наиболее опытным музыкантом в группе был Александр
Кондрашкин, который прошел школу "Аквариума", "Тамбурина",
"Пикника" и уже тогда заслуженно считался одним из самых техничных
и разносторонних барабанщиков ленинградского рок-клуба. Кондрашкин
вел аскетический образ жизни, любил авангардный джаз и Rock In
Opposition, а все заработанные деньги тратил исключительно на
западные диски. Он бегал затяжные кроссы по утрам, обливался
ледяной водой и коллекционировал пустые бутылки из-под экзотических
спиртных напитков. Можно предположить, что Александр доставлял
некоторые бытовые неудобства своим миролюбивым соседям, поскольку
периодически в его квартире происходили репетиции "Странных
игр".
"В то время в группе царила демократия, местами переходящая
в анархию, - вспоминает Виктор Сологуб. - Готовясь к записи первого
альбома, мы постарались эту атмосферу сохранить".
Свою дебютную работу "Странные игры" решили назвать
"Метаморфозы". Несмотря на приверженность музыкантов к реггей и
ска, практически все песни программы представляли определенные
картинки и настроения, плавно перетекающие одно в другое. Разные
песни пели разные вокалисты. "Плохую репутацию" - трагический
монолог одинокого человека, который "вступил на дорогу, что в Рим
не вела", - бессменно исполнял Саша Давыдов. Петь эту песню на
репетициях пытались многие, но только он один мог интонационно
передать всю безысходность ситуации. Также Давыдов исполнял "Мы
увидеть должны" и еще два опуса: "Песню дворника" и "Дыдаизм",
вошедшие впоследствии в расширенный вариант альбома "Метаморфозы"
(под названием "Дыдаизм").
Братья Сологубы жизнерадостно вокалировали на "Метаморфозах"
(сопровождая пение смехом, лаем и прочими "этакостями") и в
"Хороводной", пронзительную кавер-версию которой записала в
середине 90-х годов Настя Полева. В сюрреалистичном "Эгоцентризме
II" ("На перекрестке себя поджидал я, чтобы себя самого напугать")
братья Сологубы меняли свою вокальную манеру до неузнаваемости. Они
сохранили внешнюю загадочность и таинственную атмосферу
полудетективной вечерней прогулки - на фоне шумовых эффектов и
дребезжащих аккордов раздолбанной "Ионики". В финале концертной
версии "Эгоцентризма" Кондрашкин начинал отстукивать барабанную
партию из "Болеро" Равеля, вследствие чего напуганные грозным
маршевым ритмом чиновники от культуры окрестили музыку группу
"фашистской".
из кники: А.Кушнир
100 магнитоальбомов советского рока
Весной 1984 года, Давыдов покинул группу, мотивируя творческими разногласиями, а через два месяца он умер от передоза.
В 1985 году чуваки записывают второй и последний альбом «Смотри в оба» и практически сразу разбегаются. В результате распада, образуются «АВИА» и дуэт братьев Сологубов «Игры».
В конце 90х Сологубы и Рахов создают известный электронный проект «Deadушки».
В феврале 2009 года, скончался, имеющий проблемы со здоровьем, младший из Сологубов Григорий.