Странная история для душеполезного чтения...

Монах, увидев эту трагедию и тяжело пережив ее в своем сердце, ожидал от Бога немедленного вмешательства и наказания убийцы. Но напрасно. Его постигло горькое разочарование. «Нет справедливости у Бога! – подумал он. – А раз так, то чего я мучаюсь здесь в уединении?» После этого он собрался и ушел, чтобы вернуться в мир. По пути он встретил юношу, с которым далее пошел вместе. На закате странники зашли в дом богатого человека, и тот пустил их на ночлег. Когда они уходили, юноша в знак почтения подарил хозяину золотой сосуд.
Следующим вечером путники постучали в дверь какого-то христианина, который тепло их принял, накормил и уложил их спать. Ночью юноша удушил младенца, спавшего в люльке, разбудил монаха, и они спешно покинули гостеприимный дом.
Вскоре путь им преградил глубокий и бурный поток, через который был перекинут узкий деревянный мостик. Подслеповатый старичок пытался переправиться по нему через реку. Юноша подбежал к нему, но вместо того, чтобы помочь, толкнул несчастного старца, и тот утонул.
Как только странники ступили на твердую почву, монах спросил у юноши:
- Кто ты, в конце концов? Диавол или человек?
- Ангел.
- И при этом совершаешь такие поступки?!
- Помнишь, как ты ждал, что Бог тотчас накажет того человека, который убил топором своего односельчанина, а поскольку не произошло то, чего ты ожидал, ты соблазнился и разуверился в существовании Божественной справедливости? Так вот, Господь послал меня, чтобы я втолковал тебе, что Он праведен и потому управляет жизнью каждого человека, святого или грешного, по справедливости и ради пользы для его души.
Богач, который принял нас у себя в доме, разбогател за счет воровства и мздоимства и после смерти отправится в ад. Однако в своей жизни он успел сделать и нечто доброе и должен быть за это вознагражден. Я почтил его золотым сосудом, так что сделанное им добро было выкуплено оказанной ему честью.
Родители младенца, которого я удушил, люди благочестивые и заботились о спасении своего ребенка. Со слезами они молили Господа: «Боже наш, если наш ребенок станет хорошим христианином и спасет свою душу, пусть живет долго. Если же нет, то возьми сына сейчас, чтобы он попал в рай!» Именно так и поступил Отец наш Небесный.
Встреченный нами старичок прожил добродетельную жизнь и достоин Царствия Небесного, но в ранней молодости совершил убийство. Я утопил его в реке, чтобы он смог смыть свой грех и душа его обрела бы спасение…
После этого потрясенный монах возвратился в свою келью, прославляя справедливость Бога, Который все (и даже самое для нас болезненное) направляет к нашей же пользе.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Этот рассказ напечатан в недавно выпущенной брошюре «Страдание» архимандрита Василия Бакоянниса (издательство Никея, 2011, перевод игумена Леонтия (Козлова)). Обращает на себя внимание странное поведение монаха, который никак не пытается с первого же раза спросить спутника «Что ты делаешь и зачем?», но покорно следует за ним дальше.
История похожа на ту, что дана в «Древнем Патерике», но там она отличается по сюжетам.
«Некоторый святый отшельник молил Бога говоря: "Господи, открой мне судьбы Твои." Часто же и подвиги налагал на себя ради этой причины. И внушил ему Бог, что исполнение этого требования невозможно для человеческой природы. Когда же он не переставал умолять Бога, Бог восхотевши известить старца, попустил придти к нему помыслу, чтобы идти ему посетить одного отшельника, жившего в далеком расстоянии. И приготовив милоть свою, пошел он в путь. Послал же Бог ангела, и преобразившись в монаха, встретил он старца, и сказал ему: куда идешь, добрый старец? Старец же говорит: к такому-то отшельнику. И ангел говорит ему: и я туда же иду, пойдем вместе со мною. И когда прошли они первый день, пришли в некоторое место, где был христолюбец, и принявши их, успокоил. И когда вкушали они, предлагал им пищу на серебряном блюде. И после того, как окончили они, ангел, взяв блюдо, бросил его на воздух. Старец же, видя сие, оскорбился. Потом вышли, совершая путь вместе, и на второй день пришли в другое место, нашли и там мужа христолюбца, любившего монахов, который с любовью принял их, и, омыв ноги их, успокоил. На утро, имея у себя единственного сына, вывел его принять у них благословение. Ангел же, взяв его за горло, задушил. Старец, видя сие, ужаснулся, но ничего не сказал ему. Пройдя третий день, никого не нашли они, кто бы принял их, нашли же одну хижину, опустевшую с давнего времени, и сели под тенью стены. Старец, выходя, взял с собою хлебов и стал вкушать. Видит ангел стену, угрожающую падением; вставши и препоясавшись, начал разбирать стену и опять строить. Тогда старец вышел из терпения и заклял его, говоря: ангел ты или бес, - скажи мне, кто ты? Ибо дела, какие делаешь ты, не свойственны человеку. Вчера и завчера приняли нас христолюбцы оные и у одного не ты ли погубил блюдо, у другого задушил сына, и здесь, не имея никакого предлога, остановился делать постройку. Тогда сказал ему ангел: слушай, и я тебе скажу: первый принявший нас - человек боголюбивый и по Божьему владеет принадлежащим ему. Но блюдо досталось ему от неправедной прибыли; итак, чтобы ради блюда не погубил он всего своего труда, вот я уничтожил его, и стал весь труд его чист. И другой принявший нас есть муж добродетельный и милостивый. Если же остался бы в живых сын его, сделался бы он орудием сатаны и в забвение привел бы добро отца своего; потому, тогда как юн еще он, я задушил его, чтобы и он спасен был пред Богом. Здесь же хозяин этого двора - человек нечестивый и многим старается делать зло; беден же он, и потому не все может делать. Дед же, строя стену сию, положил в нее деньги. Чтобы, найдя их, не стал он обижать, кого хочет, вот я поправил стену и отнял возможность найти деньги. Иди в келию свою, ибо, как сказал Дух Святый, суды Божии бездна многа. Сказав сие, ангел Божий сделался невидим. Тогда старец, придя в себя, возвратился в келию свою, прославляя Бога.
Далее, в этой же книге Бакоянниса приводится другая история, о североафриканском правителе Петре времен императора Юстиниана I (VI в.), который был жестоким и бессердечным человеком. И вот однажды какой-то нищий надоедливо просил у него милостыни. Петр, выйдя из себя, искал, чем бы в него бросить. Не найдя ничего другого, он схватил кусок хлеба и запустил им ему в голову. Бедняк схватил хлеб и съел его. Через два дня Петр тяжело заболел и увидел, как душу его ведут на Небесное Судилище. Демоны при этом укладывали на левую чашу весов все его злые дела, а ангелы усердно искали какое-нибудь доброе дело, чтобы положить на правую чашу, но нашли только хлеб, который Петр за неимением камня бросил в голову просившего милостыню.
Больной испытал великое потрясение и, исцелившись, сделался совершенно другим человеком…
Здесь как раз ничего возражений не вызывает. Бог ищет, как бы спасти любого человека, а не погубить его, и в этом плане даже со злостью брошенный в лицо нищего кусок хлеба как бы вменяется тому жестокому человеку в добродетель. Но не так получается с тем богачом, у которого остановились странники! У него тоже было какое-то доброе дело в жизни, но оно, значит, должно быть «выкуплено оказанной ему честью», чтобы богач все-таки оказался в аду. Может, все-таки это был демон, а вовсе не ангел?.. И того добродетельного старичка, в юности совершившего убийство, надо было непременно столкнуть в пропасть только по самому факту того греха? Но разве покаяние как обращение от злых поступков к добродетельной жизни уже ничего в таком случае не значит?
Брошюра архим. Василия в целом представляет собой как раз такую вот «сборную солянку» из многих подобных назидательных историй, внушающих, что всё, что ни делается, то безусловно ко благу божественного Провидения, которые, тем не менее, подчас входят в кричащее противоречие друг с другом. Ибо в одних Бог действительно воспринимается по-новозаветному человеколюбивым, милосердным и всепрощающим, а в других скорее по-ветхозаветному непредсказуемым деспотом, милующим или губящим по своему собственному усмотрению. Может, того монаха подобные доводы смогли убедить, но боюсь, что у современных читателей подобные назидательные истории скорее вызовут новые недоуменные вопросы.